В частности, планируется ввести профиль педагога – электронные данные педагога, загруженные в информационной системе Национальной образовательной базы данных (НОБД).
При этом говорится, что руководители организаций образования проходят обязательную аттестацию один раз в три года.
Также предусматривается прохождение добровольной аттестации для повышения квалификационной категории.
При проведении аттестации педагогов в уполномоченных органах, органах Управления образования будут созданы комиссии, которые будут присваивать педагогам следующие квалификационные категории:
педагог-стажер, педагог (в организациях образования);
в органах отдела образования района, города областного значения:
педагог-модератор (для педагогов и методистов);
заместитель руководителя третьей квалификационной категории, заместитель руководителя второй квалификационной категории;
руководитель-организатор;
в органах управления образования области, города республиканского значения и столицы:
педагог-эксперт, педагог-исследователь;
педагог-модератор, педагог-эксперт, педагог-исследователь (для педагогов и методистов организаций технического и профессионального, послесреднего образования);
педагог-мастер (для методистов);
заместитель руководителя первой квалификационной категории;
руководитель-менеджер; руководитель-лидер;
при уполномоченном органе в области образования:
педагог-мастер;
педагог-модератор, педагог-эксперт, педагог-исследователь, педагог-мастер (для организаций образования, подведомственных уполномоченному органу соответствующей отрасли).
Предусматривается, что в состав комиссии по аттестации педагогов входят педагоги, имеющие стаж работы не менее 10 лет, квалификационные категории «педагог-исследователь» или «педагог-мастер», методисты учебно-методических кабинетов, организаций повышения квалификации, представители общественных и неправительственных организаций, профсоюзов, специалисты органов управления образования, подведомственных организаций.
В состав Комиссии для аттестации руководителей и заместителей руководителей организаций образования (методических кабинетов) входят представители государственных органов, в том числе местных представительных и исполнительных органов, уполномоченного государственного органа по труду, представители профсоюзов, неправительственных организаций, коллегиальных органов управления организаций образования, общественных советов, а также сотрудники структурных подразделений аттестующего органа.
При это Комиссия соответствующего уровня рассматривает документы аттестуемого два раза в год (до 5 мая и 5 ноября текущего года, соответственно) или в сроки, определенные уполномоченным органом в области образования.
Аттестация включает в себя следующие этапы:
для педагогов:
квалификационная оценка (исключается при использовании информационной системы в связи с автоматизацией процедуры);
комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности;
НКТ и написание эссе;
для методистов методических кабинетов:
квалификационная оценка;
комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности;
для заместителей руководителя организаций образования, заместителей руководителя методических кабинетов:
квалификационная оценка;
комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности;
для заместителей руководителя организаций образования, заместителей руководителя и методистов методических кабинетов на квалификационную категорию «заместитель руководителя первой квалификационной категории»:
квалификационная оценка;
комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности;
собеседование на заседании аттестационной комиссии с презентацией результатов деятельности;
для руководителей организаций образования и методических кабинетов при обязательной аттестации:
квалификационная оценка;
аналитическое обобщение исполнения ключевых показателей деятельности в динамике за аттестационный период;
НКТ и написание эссе;
собеседование на заседании Комиссии с презентацией результатов деятельности;
при добровольной аттестации:
квалификационная оценка;
комплексное аналитическое обобщение результатов деятельности;
собеседование на заседании Комиссии с презентацией результатов деятельности.
Согласно правилам, материалы, представленные для комплексного аналитического обобщения результатов деятельности, направляются Комиссией для рассмотрения в экспертный совет два раза в год (до 5 мая и 5 ноября текущего года соответственно) или в сроки, определенные уполномоченным органом в области образования по акту приема – передачи портфолио педагога на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий.
При этом в информационной системе профиль педагога рассматривается в системе с загрузкой листов оценивания и экспертным заключением. В этом случае передача документов по акту приема-передачи портфолио не требуется.
Правила предусматривают, что очередному присвоению квалификационной категории подлежат:
на квалификационную категорию «педагог-стажер»:
лица, имеющие педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю или прошедшие курсы переподготовки, впервые приступившие к педагогической деятельности, а также лица, не осуществлявшие педагогическую (преподавательскую) деятельность в организациях образования за последние пять лет до объявления конкурса на занятие вакантной или временно вакантной должности педагога, успешно прошедшие Национальное квалификационное тестирование.
Категория «педагог-стажер» присваивается на один учебный год до завершения программы по введению в профессию. За педагогом-стажером на период учебного года закрепляется педагог-наставник.
После завершения программы по вхождению в профессию педагог-стажер готовит отчет о результатах деятельности, демонстрирует уроки, проводит исследование урока Lesson Study, применяет метод Action Research. Педагог-наставник по результатам программы готовит на педагога-стажера рекомендацию.
По итогам завершения программы по вхождению в профессию и положительной рекомендации педагога-наставника аттестационная комиссия выносит решение о присвоении педагогу-стажеру квалификационной категории «педагог». После чего с педагогом заключается трудовой договор на один календарный год. Последующие трудовые отношения оформляются в рамках трудового законодательства.
Вместе с тем указывается, что педагоги, впервые приступившие к педагогической деятельности в организации технического и профессионального, послесреднего образования на должности педагогов по специальным дисциплинам и мастеров производственного обучения, имеющие стаж не менее двух лет, получают квалификационную категорию «педагог-стажер» без прохождения Национального квалификационного тестирования.
На квалификационную категорию «педагог» также могут претендовать имеющие педагогическое или другое профессиональное образование или прошедшие курсы переподготовки, успешно прошедшие Национальное квалификационное тестирование, в том числе:
возобновившие работу в педагогической должности (срок возобновления на педагогическую должность – не более 5 лет при общем педагогическом стаже не менее года) и не имеющие квалификационной категории;
перешедшие в организации образования из уполномоченного органа в области образования, органов управления образования, методических кабинетов, институтов повышения квалификации, с высших учебных заведений;
находившиеся на обучении (стажировке) по специальности за пределами РК;
осуществлявшие педагогическую деятельность и прибывшие в Казахстан из стран ближнего и дальнего зарубежья;
имеющие профессиональный стаж в системе дополнительного образования 5 и более лет.
Аналогичным образом расписаны требования для присвоения других категорий педагогам.
Поправки также предусматривают, что педагоги, которым до пенсии по возрасту остается не более четырех лет, освобождаются от процедуры аттестации. Имеющаяся у них квалификационная категория сохраняется до наступления пенсионного возраста на основании поданного им заявления.
Однако педагоги пенсионного возраста, продолжающие осуществлять педагогическую деятельность после выхода на пенсию, проходят процедуру аттестации на общих основаниях.
Согласно правилам педагоги пенсионного возраста, имеющие 30 и более лет педагогического стажа, при подтверждении ранее присвоенной квалификационной категории, освобождаются от сдачи НКТ и проходят комплексное обобщение результатов деятельности.
Документ размещен на сайте Открытые НПА для публичного обсуждения до 9 ноября.
Стоит отметить, что поправки в правила вызвали активное обсуждение среди педагогов. В частности, они высказывают недовольство частыми изменениями правил аттестации, предлагают отменить НКТ по педагогике, которое "не способствует выявлению профессионального уровня учителей, поскольку содержит чисто теоретические аспекты, никак не связанные с применением предметных знаний на уроке". Кроме того, предлагается отменить аттестацию для педагогов со стажем от 30 лет и выше.