21 апреля после заседания общественного совета "Самрук-Казына" по деятельности Air Astana в ряде СМИ появилась информация с заголовками, что Казахстан едва не попал в "черный список" стран по безопасности полетов. Наш корреспондент обратился с запросом в авиакомпанию и узнал, что это значит.
Президент Air Astana Питер Фостер объяснил, что аудит всех авиакомпаний проводится каждые пять лет. Проверка, которую проводили в апреле 2009 года, привела к негативным заключениям, вследствие чего большинство авиакомпаний страны попали в "черный список" Евросоюза.
"14 июля 2009 года Еврокомиссия опубликовала свое официальное заключение, в котором сообщила, что все казахстанские авиаперевозчики включены в "черный список" Евросоюза, и только авиакомпании Air Astana предоставили специальное освобождение, разрешающее летать в Европу", – рассказал глава Air Astana Питер Фостер.
Он пояснил, что тогда Air Astana удалось добиться отдельного слушания с Комитетом по безопасности полетов Евросоюза и убедить в соответствии своей деятельности международным правилам. Тем самым авиакомпания создала положительный прецедент, когда Евросоюз освободил от "черного списка" не отдельные направления, а всю компанию.
"Еврокомиссия приняла такое решение в том числе и потому, что самолеты Air Astana на тот момент были зарегистрированы в Арубе (Нидерланды)", – уточнил Питер Фостер
В "черном списке" ЕС казахстанские авиаперевозчики находились до 2016 года. После продолжительных переговоров и продуктивной работы казахстанских властей Казахстан исключили из этого списка. В дальнейшем в Казахстане появилась Авиационная администрация, которая теперь работает над улучшением системы надзора и контроля за безопасностью полетов.
"В настоящее время наш авиапарк зарегистрирован в Ирландии, европейском государстве. Но мы не исключаем вероятности регистрации в Казахстане в будущем, учитывая, что Авиационная администрация Казахстана активно ведет работу по дальнейшей консолидации системы надзора за безопасностью полетов в стране", – объяснил Питер Фостер.
Как стало известно, Европейская комиссия регулярно проводит мониторинг всех стран в отношении безопасности полетов, и Казахстан здесь не исключение. Тем не менее руководитель авиаперевозчика считает, что предпосылки для повторного включения страны в "черный список" отсутствуют.
Фото: Air Astana
Глава авиакомпании также прокомментировал вопросы о тарифах на авиабилеты. Питер Фостер заявил, что установление предельных цен на авиабилеты будет малоэффективным.
"Мы ничего нового не придумали, тарифную модель, как у нас, используют и другие авиакомпании. Чем ближе к дате вылета, тем цена становится выше. Если вы заранее покупаете авиабилет, то тариф выходит дешевле. Если за день до вылета, естественно, вы платите больше. Но если мы установим какие-то лимиты, то нужно будет поднимать тарифы подешевле, чтобы рейс был прибыльным и окупался".Питер Фостер
Он подчеркнул: если не произойдет резкого роста цен на авиакеросин, то беспокоиться о повышении стоимости билетов на внутренние перелеты казахстанцам не стоит.
"Мы не планируем какое-либо повышение цен авиабилетов на внутренние перелеты. Мы максимально стараемся сохранять цены на текущем уровне", – заявил Питер Фостер.
Но есть другая проблема. По словам Фостера, общий объем керосина, производимый тремя НПЗ Казахстана, не покрывает потребности рынка. В стране применяется советский тип авиакеросина TC-1, хотя большинство других стран уже перешли на Jet A-1.