Как распознать телефонных мошенников и не стать их жертвой

В Казахстане растет количество жалоб на телефонных мошенников. Все потому, что схемы их обмана становятся настолько разнообразными, что не каждый может распознать злоумышленника по ту сторону телефона, сообщает Zakon.kz.

В апреле этого года исследовательская компания Aquarelle Research провела соцопрос, чтобы узнать, насколько часто казахстанцы сталкиваются с телефонными мошенниками. В исследовании участвовали 1000 жителей из разных регионов страны в возрасте от 18 до 55 лет. И результаты оказались совсем неутешительными.

Фото: Aquarelle Research

77% опрошенных заявили, что действительно сталкивались со звонками телефонных мошенников. При этом 18% респондентов отметили, что частота таких звонков увеличилась.

"Если пять, шесть лет назад телефонное мошенничество регистрировалось в правоохранительных органах в пределах нескольких тысяч в год, то сейчас таких преступлений значительно больше, что, несомненно, говорит о глобальной проблеме. Кроме того, сейчас большинство таких мошенников входят в доверие к гражданам "онлайн", крадут деньги, находясь даже за границей, что усложняет и, можно сказать, сводит к нулю вероятность поимки преступника", – рассказал юрист Али Абылханов.

Чтобы получить данные или заставить человека сделать "нужные" действия, как правило, мошенники используют разные схемы. Как выяснилось в результате опроса, чаще всего казахстанцам звонят с сообщением о крупном выигрыше – с подобным сталкивались 40% ответивших, или предложением принять участие в акции – 36%. Наиболее популярные схемы, когда злоумышленники представляются сотрудниками банка и предупреждают, что на имя абонента пытаются оформить кредит – 31% или перевести деньги – 22%.

Юрист Али Абылханов озвучил еще несколько схем, по которым мошенники обманывают казахстанцев.

"Бывают случаи, когда мошенники представляются лже-трейдерами, которые под видом инвестиций выманивают средства в биржевые сделки у потерпевших, придумывая различные поводы. Также создают фишинговые сайты или продают несуществующие товары и услуги через известные социальные сети".Али Абылханов

Стоит отметить, что достаточно часто телефонным аферистам удается добиться своей цели. Соцпрос Aquarelle Research показал, что 7% участников передавали по телефону свои данные, а 12% теряли деньги.

Фото: Aquarelle Research

Чтобы защититься от таких звонков, каждый второй опрошенный заносит неизвестные номера в "черный список". Треть заявили, что просто не берут трубку, если поступает звонок с незнакомого номера.

"Никто не сможет уберечь вас от звонков телефонных мошенников, кроме вас самих. В случае если преступники представились работниками банков, либо сотрудниками полиции, необходимо прервать разговор и перезвонить в официальный call center банка или на номер "102", где можно удостовериться в существовании тех или иных сотрудников", – добавил Али Абылханов.

Важную роль в борьбе с телефонными мошенниками на сегодняшний день играют новые технологии. К примеру, сервисы определителя номеров. Однако лишь 15,5% опрошенных ответили, что пользуются такими приложениями.

В таких сервисах есть базы номеров телефонов организаций, а еще постоянно пополняемая база номеров возможных мошенников. Когда поступает звонок с незнакомого номера, приложение подсказывает, кто вам звонит – служба доставки, реклама услуг или злоумышленник. Кроме того, пользователь может настроить автоматическую блокировку нежелательных звонков.

Один из таких сервисов – бесплатный определитель номера в приложении "Яндекс с Алисой". Генеральный директор Яндекса в Казахстане Артём Борисов рассказал, что только в апреле определитель обработал больше 2 млн звонков с незнакомых номеров. Каждый пятый из них был помечен как нежелательный – это и навязчивая реклама, и телефонные опросы, и спам – все то, что отнимает время пользователей, в том числе и звонки от потенциальных мошенников.

"Наши пользователи помогают пополнять базы мошеннических номеров, сообщая нам о звонках предполагаемых злоумышленников в приложении. После проверки алгоритмом такой звонок начинает помечаться специальным значком", – отметил Артём Борисов.

Приложение включается голосовой командой: "Алиса, включи определитель номера" или в блоке "сервисы" на главной странице. С ним пользователи могут заранее узнавать, кто им звонит, а также включить автоматическую блокировку нежелательных вызовов, чтобы не отвлекаться. К слову, сервис бесплатный и работает на iOS и Android.

С начала года интернет-мошенники причинили казахстанцам ущерб на сумму свыше 3 млрд тенге.

Казахстан
Следите за новостями zakon.kz в: