Туристический сезон неудачно начался для казахстанца, который решил поехать 5 мая на Балхаш.
"Дорога на участке Мулалинское кольцо-Лепсы: новая резина в хлам. Прокурор области и аким области, просим принять меры, чтобы подрядная организация делала нормальные подъездные, объездные пути. Сколько можно мучиться? Не успели выехать, новая резина… В прошлом году четыре колеса, в этом году новое колесо в хлам… Проезжаем километров 8-9 км от Матая – вся дорога усыпана булыжниками с гранями в 7-8 сантиметров, как раз, наверное, об такую я и повредил колесо, отсюда вижу", – говорит пользователь.
Под видео много гневных комментариев.
"Поддерживаю! Это издевательство над народом и людьми, которые там живут. Уже пять лет вы не можете до ума довести. Сезон на Балхаше не за горами, где этот лозунг про развитие туризма? Да кто поедет по этой дороге? Я съездила тоже, спасибо, машину на СТО загонять теперь", – написала пользователь Жанна Кошибаева.
"Дорогой ада" назвала этот участок еще одна пользователь. По ее словам, супруг по работе ездит по ней каждую неделю и "за раз два колеса в хлам".
И это, к сожалению, далеко не единичный участок в подобном состоянии.
В своем депутатском запросе премьер-министру Алихану Смаилову депутат Мажилиса Нартай Сарсенгалиев указал на бездорожье на западе страны.
"За этим депутатским запросом кроется иссякшее терпение тысяч людей, надежда, которая вот-вот исчезнет. Они живут в самых отдаленных селах Западно-Казахстанской области. Жители Бокейординского и Жанибекского районов никогда не видели ни нормальной трассы, ни отремонтированной дороги. Даже сейчас людям приходится ехать 7-8 часов на машине до райцентра, а когда идет дождь, то они вязнут в грязи и едут уже по 14-15 часов, большая часть застревает на трассе и вынужденно ночуют там", – сказал он на пленарном заседании палаты.
Казахстанцы также часто критикуют трассу Алматы – Астана. В народе ее даже прозвали дорогой смерти из-за большого количества аварий со смертельным исходом. Стороной эту трассу в 2017 году не обошел и известный казахстанский блогер Бейбут Алибеков. Он показал, в каком состоянии находится дорога между двумя крупными городами.
Уже в этом году властям о многострадальной трассе, соединяющей Алматы и Астану, вновь напомнил казахстанец Аскар Уразымбетов.
"Может, кому-то будет интересно состояние дороги "Астана – Алматы". Сделал запись движения: начало записи "Пункт оплаты платной дороги" в сторону Караганды и конец записи Т-образный перекресток в сторону Жибек жолы (железнодорожный переезд). 70-80% дороги можно ехать хорошо, остальные 20-30% (ремонт, съезды, объезды). Инфраструктуры – туалетов, зоны отдыха – нет. Мне кажется, до полноценного запуска дороги еще нужно минимум пять лет", – заявил он.
К слову, согласно рейтингу Всемирного экономического форума, Казахстан занимает 93-е место среди 141 страны мира по показателю качества дорог. Впереди нас по этому показателю две африканские страны – Кения и Танзания.
Дело в ответственности
Посмотрев в соцсетях десятки роликов о качестве казахстанских дорог и их непрекращающемся ремонте, редакция Zakon.kz обратилась с запросом в АО "НК "КазАвтоЖол". Спустя некоторое время издание получило ответ от нацкомпании. В нем заместитель председателя правления Сырым Хамзин заверил, что ежегодно областными филиалами общества проводится весенний и осенний осмотры автомобильных дорог республиканского значения.
По их результатам производится анализ состояния дорог, исходя из которого принимается решение о проведении соответствующих ремонтных работ.
"Дорожный орган и управляющие автомобильными дорогами несут ответственность за содержание обслуживаемых автомобильных дорог и сооружений на них в состоянии, обеспечивающем бесперебойный и безопасный проезд транспортных средств. Ответственность за ущерб, возникший в следствие ДТП по дорожным условиям, несут эксплуатационные организации, непосредственно осуществляющие содержание автомобильных дорог", – сказано в ответе.
Юрист компании "АвтоАвтокад" Алексей Катунцев отметил, что за каждый участок дороги в стране есть ответственные. И их можно найти и привлечь к ответу. Но он советует хорошенько подумать, прежде чем идти в суд. Дела такой категории, по его оценке, сложные и мало доказуемые.
"Истец должен доказать свои требования в суде, если не докажет, то ему и не удовлетворят исковое требование... За резину нет смысла судиться, потому что работа юриста будет стоит в районе 350-400 тыс. тенге минимум, плюс нужно будет тратиться на оценку повреждения авто – она обойдется в 60 тыс. тенге в среднем по Алматы, плюс госпошлина 1% от суммы иска, и могут быть сопутствующие затраты. Каждая экспертиза занимает до двух месяцев, а их будет несколько, то есть можно судиться годами ", – отметил он.
Другое дело, если сумма ущерба составляет несколько миллионов тенге. Тем более, если в результате ДТП пострадали люди. В пример он привел дело, которое завершилось в пользу потерпевшего: ему выплатили 2,5 млн тенге ущерба.
Эксперт также рассказал, что нужно сделать в первую очередь в случае ДТП, которое произошло из-за ямы или выбоины или в результате плохого качества дороги.
"В случае повреждения авто ни в коем случае нельзя двигать авто. Это обязанность водителя, который участвует в ДТП, а мы это квалифицируем как дорожно-транспортное происшествие, так как событие произошло в момент движения авто и причинен материальный ущерб. Водитель должен тут же остановиться, не перемещать предметы, не двигаться с места и вызвать сотрудников полиции", – рекомендует он.
Уже после полицейские должны составить протокол осмотра, взять объяснительную, то есть они собирают свой пакет документов, который необходим в данном случае.
В это время задача водителя – проконтролировать, чтобы протокол был составлен как можно подробно, с описанием всех деталей: времени, погоды, обстоятельств происшествия: темное время суток, дождь, ясная погода и была ли хорошая видимость. От этого, говорит юрист, во многом будет зависеть успех в суде.
При этом специалист указал еще на один момент. По его словам, когда водитель едет по убитой дороге, он сам принимает решение, с какой скоростью двигаться и за последствия своего решения отвечает сам.
В этом случае, говорит Алексей Катунцев, речь идет о нарушении водителем п.10.1 ПДД РК, которая гласит, что водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.
"В этом случае эксперт скажет, что возможность была, что дорога такая в несколько километров, и что рекомендовано ехать со скоростью 20 км/ч и все будет с вами порядке, а зачем в 80 км/ч двигались? В этой ситуации водитель будет виноват сам. Человек видит опасность и никаких действий не предпринимает, а ведь он должен принять меры к торможению, вплоть до полной остановки и дальше безопасно продолжить движение – если он же принимает решение двигаться с такой же скоростью и причиняет вред, то это был его выбор", – резюмировал Алексей Катунцев.
Отметим, что 19 апреля 2019 года ямы на дороге привели к смертельной аварии на Кульджинском тракте в Алматы. Такой же трагический случай произошел в ВКО в 2018 году. Причиной аварии стала яма на дороге. Суд позже признал виновниками ДТП со смертельным исходом дорожные службы.