Мнения
чиновников и общественников выслушала уральский корреспондент Zakon.kz.
Аргументы чиновников
Аргументы
чиновники выдвигали железные: если оплату не поднять, автопарки встанут из-за
дефицита субсидий – их доходы не покрывают реальные расходы на перевозку
пассажиров. Общественники просили показать им реальные доходы и зарплаты
руководства компаний-перевозчиков, обосновать увеличение в несколько раз рабочего
штата предприятий, но, так и не дождавшись внятных ответов, большинством
голосов все-таки поддержали повышение тарифа.
В
городе работают шесть автопарков, которые обслуживают 16 городских маршрутов. За
год общественный транспорт города перевозит 54,5 млн человек. Как пояснили
чиновники, по всем 26 маршрутам провели расчеты по определению стоимости
проезда (с учетом кругорейса автобуса).
Однако
предложение чиновников о повышении платы за проезд в автобусах на 50% часть
общественников встретила в штыки.
"Что изменилось в работе пассажироперевозчиков – кроме того, что им повысили субсидии? Качество пассажироперевозок не изменилось – оно отвратительное", – высказалась член общественного совета Алла Злобина.
Показатель убыточности
"Финансовая отчетность предприятий подтверждает, что при действующих тарифах расходы сильно превышают доходы транспортных предприятий. Это является показателем убыточности, в связи с чем все 26 маршрутов признаны социально значимыми", – заявил заместитель акима Уральска Асхат Кульбаев в ходе заседания общественного совета.
Он
отметил, что разница между доходами и расходами перевозчиков возмещается
субсидиями за счет местного бюджета.
В
2021 году в Уральске ввели электронную оплату проезда, которая позволила
вести четкий расчет пассажиропотока. В августе 2022 года ввели дифференцированный тариф
(80 тенге – при безналичной оплате и 150 – за наличные деньги), что помогло сократить до
минимума безналичный расчет. Сейчас 97% горожан оплачивают проезд в автобусах
картами и при помощи мобильных приложений.
В связи с этим увеличилась прозрачность денежного оборота перевозчиков. В городе постепенно обновляют автобусный парк общественного транспорта.
За
последние шесть лет субсидии пассажирским перевозчикам выросли почти в 150 раз (!) – с
34 млн до 5,3 млрд тенге. Однако, по словам чиновников, они все равно не
покрывают затраты перевозчиков.
Асхат
Кульбаев пояснил, что при текущих расходах предприятий-перевозчиков ежегодный дефицит субсидий на покрытие их убытков уже составляет 2,7-3 млрд тенге.
Какие льготы горожанам обещает акимат
Акимат
пообещал членам общественного совета, что горожане в обмен на повышение тарифа
получат дополнительные льготы – скидку в 50% на оплату проезда для
пенсионеров, для сопровождающих детей с инвалидностью, для детей в возрасте до
18 лет. Кроме того, бесплатно в городском транспорте будут ездить ветераны
Великой Отечественной войны, воины-афганцы и ликвидаторы последствий аварии на
Чернобыльской АЭС, горожане с инвалидностью I группы, многодетные матери, дети
в возрасте до семи лет. Однако общественников обещания льгот не устроили.
"Сейчас в городе практически не осталось участников Великой Отечественной войны. Для горожан с инвалидностью I группы наши автобусы не адаптированы, поэтому они ездят на инватакси. Воины-афганцы и чернобыльцы сейчас находятся в таком возрасте, что практически все имеют личные автомобили. Предлагаю включить в список на бесплатный проезд родителей детей с инвалидностью II и III групп, которые постоянно пользуются общественным транспортом", – высказалась представитель общественного совета Гульбаршын Муштанова.
Также общественный совет предложил ввести льготные проездные для студентов с оплатой 50% от стоимости проезда.
Хотим, как в Алматы!
Общественники сравнили тарифы в Уральске и в Алматы, где проезд по безналичному расчету составляет 100 тенге.
"Субсидии пассажироперевозчикам составляют почти 15% от общего бюджета Уральска. Если мы за счет бюджета будем покрывать все убытки предприятий, то нам придется увеличить суммы субсидий еще на 2 млрд тенге. Если вы думаете, что в бюджете есть такие деньги, то вы ошибаетесь. Если перевозчик не будет получать прибыль, то бизнес начнет задыхаться. Автоперевозки встанут. В самом Алматы перевозчики сейчас требуют дополнительных субсидий. Они не готовы к зиме", – ответил Асхат Кульбаев.
Учредитель предприятия-пассажироперевозчика Марат Абдрахманов добавил, что себестоимость перевозок куда выше, чем оплата проезда пассажирами.
"Вы говорите о том, что наш тариф должен быть не выше, чем в Алматы – 100 тенге. Там бюджет выделяет перевозчикам 110 млрд тенге в год. Нам выделяют 5,3 млрд тенге в виде субсидий. В перерасчете на душу населения в Алматы эта сумма составляет примерно 50 тысяч тенге, в Уральске – 14 тысяч. Себестоимость пассажироперевозок в три раза выше, чем реально стоит проезд. Мы закупаем новые автобусы, платим кредиты, выдаем 90 млн тенге зарплаты в белую. Нам нужно повышение тарифа, чтобы продолжать работать". Марат Абдрахманов
Окончательный ответ за депутатами
Среди
общественников были и те, кто поддержал акимат в решении на 50% повысить тариф
на проезд в автобусах Уральска. Их доводы сводились к тому, что если отрасль не
поддержать, то автобусы в городе встанут, и возить горожан будет не на
чем.
В итоге при голосовании девять из 14 членов городского общественного совета проголосовали за повышение тарифа, пять человек высказались против. Один член совета отсутствовал.
Асхат Кульбаев пояснил, что теперь акимат города ждет встреча с депутатами городского маслихата. Но, как отметили в акимате, власти города берут дополнительное время для рассмотрения предложений общественников, и до конца ноября вопрос с утверждением тарифа на проезд в Уральске не решится.
Стоимость проезда в общественном транспорте Алматы, на чей опыт ссылаются власти Уральска, повысили в августе.