Николай Арсютин сообщил, что депутатам поступает большой поток обращений от граждан, на которых наложено административное взыскание за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения – арест на 15 суток и лишение права управления автомобилем на 7 лет.
"Обращающиеся к нам граждане говорят, что 7-летний период – очень длительной срок. Многие семьи имеют несколько кредитов и основным источником заработка был автомобиль. Эти граждане предлагают при совершении деяния впервые установить административный арест и крупный штраф, и лишь при повторном совершении уже лишать права управления автомобилем", – сказал мажилисмен.
Однако Игорь Лепеха сообщил, что ежегодно на дорогах Казахстана по вине нетрезвых водителей происходит около 500 ДТП, в которых порядка 100 человек погибают и около 600 получают травмы различной степени тяжести.
"За шесть лет – с 2018 по 2023 год – выявлено 148 тыс. фактов управления транспортными средствами в состоянии опьянения. За прошлый год – 22 тыс. Я считаю, что мера абсолютно нужная и абсолютно адекватная (лишение права управлять транспортом на определенный срок. – Прим. ред.) и нет необходимости ее пересматривать", – заявил он.
Мотивирует он это тем, что если человек не пьет за рулем, то для него неважно, какая там в КоАП санкция.
"Мы говорим про водителей, которые лишены прав. Давайте спросим семьи погибших по вине нетрезвых водителей. И третье – мы тоже анализируем, кто обращается и сколько обращается. Я хочу сказать, что эти цифры накрученные с помощью различных технологий, но по факту этих людей не так много, это накручивается одними и тем же людьми. Я считаю, что эта мера (лишение права на 7 лет. – Прим. ред.) абсолютно нужная. В некоторых странах есть даже прецеденты, когда у таких лиц вообще изымают транспортное средство. Эти вопросы у нас не были поддержаны в свое время, когда мы предлагали, но и смягчать ответственность я считаю нецелесообразно, так как снижения ДТП у нас по вине пьяных водителей не наблюдается. Вот эти 22 тыс., я хочу сказать, что фактически их больше: на сегодня, вы знаете, правила остановки транспортных средств жестко регламентированы, и если водитель не нарушает ПДД, мы его не останавливаем. Если бы мы проводили как во многих скандинавских странах целевые рейды, это количество было бы в два раза больше", – заявил Игорь Лепеха.
Конституционный суд РК признал соответствующей Конституции меру наказания за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркологического или токсикоманического опьянения. Соответствующее нормативное постановление вынес Конституционный суд 27 октября 2023 года.