Эрлан Батырбеков отметил, что известные аварии на АЭС произошли на станциях, которые строились для того, чтобы показать принципиальную возможность преобразования ядерной энергии в энергетическую, и там вопросы безопасности стояли на втором уровне. Речь идет о Чернобыле и позже Фукусиме.
"После того, как это случилось, мы начали обсуждать и анализировать все аварии, все инциденты на всех атомных установках. И все это было вложено в новый сегмент, в новую философию подхода к атомной энергетике, а именно философию, во главе угла которой стояла ядерная безопасность. Были созданы новые реакторы, это реакторы 3 и 3+, которые обладают не только активными системами безопасности, но и пассивными, не требующими электроэнергии. Эти пассивные системы позволяют даже при малейшем отклонении от нормального русла, нормальной эксплуатации атомной электростанции возвращать его обратно, без электричества", – указал он.
Так, по его словам, пассивная система охлаждения может в течение трех суток охлаждать реактор, независимо от того, есть или нет оператор.
"Эти реакторы снабжены так называемой многостадийной системой защиты. Первая – это само топливо, его структура. Второе – это металлическая оболочка тепловыделяющего элемента, в котором находится топливо. Третье – это корпус самого реактора из 20-сантиметрового герметичного металла. Ну и четвертое – это двухслойный контайнмент. Это железобетонная конструкция, представляющая собой один метр шириной, плюс к нему же еще металлическая конструкция герметичная. Все это выдерживает 8 баллов землетрясения, наводнение, ураган со скоростью 50 метров в секунду, а также падение реактивного самолета", – пояснил спикер.
20 августа в Астане состоялись финальные публичные слушания по вопросу строительства АЭС в Казахстане.
Депутат Мажилиса Никита Шаталов назвал преимущества атомной станции.