Депутат считает, что, несмотря на то, что государственный долг находится на безопасном уровне, вызывает обеспокоенность его обслуживание.
"Расходы на обслуживание госдолга в 2025 году предусматриваются в размере 2,5 трлн тенге, которые уже приближены к критической отметке. Так, целевое значение таких расходов установлено в размере 10% от расходов республиканского бюджета, но этот показатель в 2025 году составит 9,7% в 2026 и 2027 годах – по 9,9%. Кроме того, по расходам на погашение и обслуживание негосударственных займов под госгарантию наблюдается рост", – сказал он.
Он отметил, что согласно нормам бюджетного законодательства, неправительственные займы на реализацию проектов строительства и реконструкции автодорог не учитываются в объеме госдолга, но фактически обязательства перед кредиторами погашаются государством в полном объеме.
"К примеру, у АО "НК "Казавтожол" имеется потребность в финансировании 585,4 млрд тенге, которые не предусмотрены в проекте республиканского бюджета на 2025 – 2027 годы. При этом, "Казавтожол" имеет обязательства по уже заключенным договорам займов в предстоящем трехлетнем периоде. А это порядка 180 млрд тенге ежегодно. Резюмируя, надо отметить, что такой "невидимый" государственный долг является потенциальным риском для устойчивости экономики Казахстана", – озвучил Султанбек Макежанов.
13 июня 2024 года Депутат Нурлан Бекенов заявил, что методика расчетов долговых показателей имеет недостатки.