Ерболат Досаев отметил, что основным вызовом для построения в городе устойчивого транспортного каркаса является выкуп земель.
"Выкуп не просто пустых земель, а мы выкупаем земли уже со строениями. Это и оценка, и за последние почти три года, на моей практике, не было ни одной сделки, когда бы наши жители согласились с предложенной ценой. Все заканчивается в судах и нескольких инстанциях, после которого они считают, что будет справедливая цена", – отметил аким.
Тем не менее, по его словам, планируется реализация ряда проектов.
"БРТ – действительно, у нас БРТ, особенно по Райымбека, было разделено на два этапа. Первый этап – от улицы Пушкина до Ахрименко, и дальше от Ахрименко мы собирались двигаться в западном направлении и предполагалось два этапа. По первому этапу – мы получили заключение в августе 2024 года и, в принципе, готовы были объявить конкурс, но провели большую встречу с экспертами в области развития транспорта, и они все посоветовали начинать одновременно с двух концов – от рынка "Алтын Орда" и от Пушкина, чтобы в следующем году мы начали эту работу весной. Поэтому мы сейчас ждем завершения экспертизы по второму этапу, она завершается до 25 декабря – мы получим ее и в январе объявим конкурс. Мы надеемся, что уже с марта, как только земля оттает, мы эту работу начнем", – добавил аким Алматы.
Что касается второй линии БРТ – продолжение по ул. Желтоксан от Абая до Райымбека – ожидается получение специального технического условия.
"Город сформирован, и нам впервые разрешили и по согласованию с Департаментом полиции мы сузим полосы, чтобы одну дополнительную полосу ввести, и работа будет от фасада до фасада, то есть полностью всю инженерную инфраструктуру сразу поменяем. Эта работа тоже начнется весной и планируем завершить работы до конца 2025 года, то есть обе линии БРТ будут завершены", – заверил Досаев.
В целом, по его словам, в основе транспортного каркаса города заложен в первую очередь скоростной общественный транспорт.
"Это мы говорим о дальнейшем развитии метро, это вопросы развития легкорельсового транспорта, будет у нас и создание выделенных линий для автобусов – линии БРТ. По поводу метро. С поддержки главы государства сегодня мы отрабатываем совместно с правительством возможность заимствования для развития метро в двух направлениях – это завершение строительства от станции "Калкаман" до станции "Барлык" – это 5,3 км и 14 км от станции "Жибек Жолы" до аэропорта. Это восточное направление, суммарно получается примерно 19,5 км, которые мы хотим построить. Президент Касым-Жомарт Токаев поддержал предложение акимата о выделении специальной правительственной гарантии для реализации этого проекта", – пояснил аким Алматы.
Он отметил, что власти мегаполиса ведут переговоры со всеми кредиторами.
"Нынешние современные технологии строительства позволят избежать проблем, которые мы имели ранее. У нас же все время нормативные сроки строительства метро срывались. "Сарыарка" и "Бауыржан Момышулы" вместо 3,5 лет строили 7 лет. А с 2020 года мы строим до сих пор "Калкаман" – всего лишь 1,9 км. Сегодня новые технологии, которые есть в мире, и как строят метро в Китае, то проходка очень быстро идет. Поэтому мы будем выбирать партнеров, кто технологически готов быстро осуществить работу. Мы не можем тоже снова затянуть на 5-7 лет. Я считаю, что оптимальные сроки с момента начала строительства – где-то 3-3,5 года. На обе ветки. Потому что одновременно будет строиться. Мы не будем ждать завершения одной", – резюмировал Ерболат Досаев.
Ранее аким Алматы поделился новостью касательно ветхих домов. Половину таких домов, по его словам, модернизируют до 2030 года.