Мажилис одобрил поправки, не допускающие подбор кадров на госслужбу по родству
«Предусматривается отдельная глава о служебной этике, данная глава предусматривает нормы, согласно которым госслужащие обязаны проявлять вежливость в обращении с гражданами, не допускать случаев подбора и расстановки кадров по признакам родства, землячества и личной преданности»,- сказал, выступая в мажилисе, глава агентства по делам государственной службы Алихан Байменов.
Сомнения в том, что новые поправки в законодательство по вопросам государственной службы могут помешать продвижению на госслужбе по признакам родства или клановой принадлежности, высказала депутат мажилиса парламента РК Дарига Назарбаева, передает КазТАГ.
Депутат озвучила свой вопрос при обсуждении законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной службы».
«Вы сказали, что теперь не будет по признакам родства и преданности продвижения по государственной службе. Вы сами в это верите?» - обратилась Д. Назарбаева к председателю агентства РК по делам государственной службы Алихану Байменову на пленарном заседании мажилиса в среду.
Она также поинтересовалась, какие именно механизмы в законопроекте позволят ликвидировать «эти наши традиционные механизмы продвижения по государственной службе».
В свою очередь, А. Байменов заявил, что уверен в победе новых поправок над устоявшимися схемами.
«По вопросу «принципа родства» - я лично верю, Дарига Нурсултановна, что уменьшится (число продвижений по родовому принципу - КазТАГ). Я имею возможность сравнить, через 11 лет вернувшись в качестве руководителя агентства по делам госслужбы, что в целом ряд негативных явлений сильно снизился в результате принятия действующего закона. В частности, сменяемость при смене руководителей снизилась примерно в 3 раза», - отметил глава агентства.
По его мнению, в настоящее время руководители госорганов «в большей степени, чем в середине 90-х заинтересованы в том, чтобы у них работали квалифицированные кадры».
В результате реформ, предусмотренных поправками, количество политических государственных служащих будет сокращено в Казахстане в ближайшее время в 6,5 раз до 538 человек.
Глава агентства по делам государственной службы также рассказал, что в Казахстане будет сформирован Корпус А - элитный корпус управленцев. Высшее административное лицо корпуса «А» - это ответственные секретари госорганов, председатели комитетов и акимы сельские, городов и районов.
По словам Байменова, поправками в законодательные акты Казахстана по вопросам государственной службы предполагается внести изменения и дополнения в целях минимизации «командных перемещений» и усилия защиты административных госслужащих при смене руководителей госорганов.
«Законопроектом предусмотрено, что назначения по переводам между госорганами будет осуществляться только в случаях, определяемых главой государства»,- сказал он.
Согласно заключению комитета по экономической реформе и региональному развитию палаты, законопроект направлен на повышение профессионализма и эффективности государственного аппарата через внедрение эффективных и прозрачных механизмов поступления на государственную службу, системы оценки и государственного планирования.
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы» (далее - законопроект) разработан в целях реализации Концепции новой модели государственной службы Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 21 июля 2011 года № 119.
Законопроект направлен на повышение профессионализации и эффективности государственного аппарата через внедрение эффективных и прозрачных механизмов поступления на государственную службу, системы оценки и карьерного планирования, создание управленческого корпуса «А», а также повышения роли кадровых служб, совершенствования мер поощрения и мотивации государственных служащих, служебной этики и антикоррупционных мер.
В части совершенствования процедур отбора и продвижения законопроект предусматривает новые подходы по поступлению на административную государственную службу и ее прохождению. Они включают в себя отбор граждан в кадровый резерв административной государственной службы и проведение конкурса на занятие вакантной административной должности из числа граждан, зачисленных в кадровый резерв по результатам отбора.
Кадровый резерв станет единственным источником пополнения кадров государственных органов. Конкурсы будут проводиться непосредственно государственными органами по мере необходимости, отбор в кадровый резерв - на постоянной основе уполномоченным органом по делам государственной службы.
В соответствии с принципами меритократии при продвижении кадров должны учитываться заслуги и результаты оценки деятельности государственных служащих. В этой связи, законопроектом предусматриваются меры, направленные на совершенствование института перевода и карьерного планирования.
Для определения эффективности и качества работы административных государственных служащих законопроектом вводятся положения по проведению оценки их деятельности.
В части формирования управленческого корпуса «А» в законопроекте обозначены ключевые подходы к механизмам отбора и прохождения государственной службы в этом корпусе. Назначения на должности корпуса «А» будут осуществляться из кадрового резерва. Порядок отбора в кадровый резерв и конкурсного отбора определяется Президентом Республики Казахстан. В целях обеспечения профессионального развития и карьерного продвижения законопроектом вводится институт ротации для служащих корпуса «А».
В законопроекте предусмотрены этические и антикоррупционные требования к государственным служащим. Закон «О государственной службе» дополнен новой главой по служебной этике. Таким образом, на законодательном уровне установлены обязанности государственных служащих по соблюдению этики и антикоррупционному поведению. Факты поступления на государственную службу лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности, негативно сказываются на доверии граждан к государственному аппарату в целом. В этой связи, предусмотрены ограничения поступления на государственную службу таких лиц.
Данные меры позволят усилить антикоррупционный характер законодательства о государственной службе и повысить доверие населения.
В законодательные акты вносятся поправки по вопросам конфликта интересов. При этом, вводится административная ответственность лиц за несоблюдение ограничений по трудоустройству в коммерческие организации после прекращения государственной службы.
В целях повышения эффективности системы управления персоналом пересмотрены и дополнены функции кадровых служб. Предусмотрена возможность создания в областях, городах и районах единых кадровых служб, конкурсных, аттестационных и дисциплинарных комиссий. Деятельность кадровых служб государственных органов будет осуществляться на основе типового положения.
Законопроектом предусматривается ответственность членов конкурсных комиссий за нарушение конкурсных процедур. Устанавливается административная ответственность должностных лиц за нарушения законодательства о государственной службе, в том числе за прием граждан на государственную службу вне конкурсного отбора, неправомерное увольнение государственных служащих и др.
Предусмотрены меры по социальной защите государственных служащих в случаях реорганизаций государственных органов, связанных с передачей функций, полномочий государственных органов.
Законопроектом вносятся изменения и дополнения в Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс и Закон «О государственной службе».
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из государственного бюджета.