В целях улучшения качества следственно-оперативной работы в финполиции введены принципы «полицейского» расследования - Рашид Тусупбеков

Председатель Агентства финансовой полиции Рашид Тусупбеков рассказал об измененном подходе к деятельности органов финполиции

Профилактика - новая стратегия борьбы с коррупцией и теневой экономикой

 

Минувший год стал важной вехой в деятельности Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. После проведения внеочередной аттестации значительно обновился его кадровый состав, но главное - изменился сам подход к деятельности органов финансовой полиции. Об этом и многом другом мы беседуем с главой ведомства Рашидом ТУСУПБЕКОВЫМ.

- Рашид Толеутаевич, год назад, сразу после назначения на должность председателя агентства, вы озвучили стратегические задачи в работе ведомства. Все ли намеченные планы реализованы?

- Прошлый год для органов финансовой полиции был насыщенным и напряженным. Нам предстояло поменять формировавшийся многие годы и присущий всем правоохранительным органам, в том числе и финансовой полиции, репрессивный менталитет, основанный на погоне за показателями. Поэтому, в первую очередь, были определены стратегические задачи ведомства - усиление профилактики коррупционных проявлений, концентрация усилий на пресечении их системных и организованных форм. Также мы вели работу по противодействию теневой экономике, не допуская при этом необоснованного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства.

Успешное выполнение поставленных задач зависело от мотивации сотрудников, которая напрямую связана с критериями оценки их деятельности. Мы сместили акценты с повального возбуждения уголовных дел в сторону предупреждения преступлений и правонарушений, другими словами, перешли от количественных показателей к качественным.

Если раньше оперативный сотрудник был заинтересован в возбуждении уголовного дела, то есть в каком-то плане в самом факте совершения преступления для последующего его раскрытия, то теперь положительным результатом считается пресечение деяния на ранней стадии, либо его профилактика.

При этом, как правоохранительный орган, мы продолжаем заниматься расследованием, но здесь приоритетом определено раскрытие преступлений, которые носят организованный и системный характер, а также наносят значительный вред интересам граждан и государства, то есть являются тяжкими.

- С учетом новых стратегических задач, а также новой системы оценки деятельности ведомства можем ли мы говорить, что в финансовой полиции произошли существенные реформы?

- В Казахстане реформирование силового блока проводится последовательно и поэтапно. За годы независимости сформирована правовая база, создана оптимальная структура наших ведомств, законодательно разграничены функции и компетенции правоохранительных органов, сведены к минимуму варианты альтернативной подследственности. Это исключило несогласованность, дублирование функций и ведомственные конфликты, в результате повысилась эффективность.

С принятием Закона «О правоохранительной службе» унифицировано законодательство, регулирующее прохождение службы в правоохранительных органах. Как один из последовательных этапов реформирования, в прошлом году проведена внеочередная аттестация, которая позволила перезагрузить правоохранительную систему, улучшив ее функционирование и избавив от негативных элементов.

Финансовая полиция, как и другие правоохранительные органы, также совершенствует свою деятельность. За прошедший год для повышения эффективности работы органов финпола агентством принят ряд организационных и правовых мер.

В первую очередь наведен порядок в учетно-регистрационной дисциплине. По итогам проверки, проведенной в начале прошлого года совместно с органами прокуратуры, искоренены факты укрытия от учета преступлений. Приняты законные процессуальные решения по уголовным делам прошлых лет, которые длительное время лежали без движения. Это позволило восстановить права сотен граждан. Внедрена электронная регистрация заявлений и сообщений, что благоприятно отразилось на формировании объективной статистики.

В целях соблюдения конституционных прав граждан и исключения их необоснованного вовлечения в орбиту уголовного преследования, во всех территориальных подразделениях созданы дежурные следственно-оперативные группы. В них входит следователь, который дает юридическую оценку заявлениям и сообщениям на предмет наличия сведений криминального характера. А это дает возможность исключить вмешательство в гражданско-правовые отношения и принятие к производству обращений, не подведомственных финансовой полиции. В результате криминализация обращений снизилась по республике в среднем на 10%, что способствовало уменьшению числа необоснованно назначенных доследственных проверок.

Достигнута оперативность в рассмотрении заявлений и сообщений. К примеру, количество обращений, рассмотренных в срок до трех суток, возросло на 23%, до 10 суток - на 40%. Ранее проверки по таким обращениям длились месяцами.

При этом улучшилось качество принимаемых решений. Например, количество отмененных прокурорами постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела снизилось более чем в 2,5 раза, на четверть сократилось число дел, оконченных с нарушением сроков, и дел, возвращенных на дополнительное расследование.

В целях улучшения качества следственно-оперативной работы, введены принципы «полицейского» расследования. Для чего к следственным подразделениям прикреплены отдельные оперативные сотрудники, которые сопровождают ведение дела с момента регистрации заявления до окончания производства. Улучшение взаимодействия между следственными и оперативными подразделениями повысило качество работы, снизило сроки расследования.

В декабре прошлого года мною подписана новая Инструкция об организации досудебного производства в органах финансовой полиции. Концептуальные новшества - повышение статуса следователя как главной фигуры в досудебном уголовном процессе и принятие исключительно им процессуальных решений. Следователь должен выступать координатором во всей досудебной работе, начиная с регистрации заявления и заканчивая направлением дела в суд. Оперативные подразделения наряду с выявлением преступлений должны обеспечивать надлежащее сопровождение материалов и дел. Анализ показывает, что принятые меры уже дали определенные положительные результаты.

- В прошлом году по всей стране проводилась внеочередная аттестация сотрудников правоохранительных органов, в результате которой личный состав финансовой полиции обновился значительней, чем в других структурах. С чем это связано?

- Действительно, проведенная внеочередная аттестация стала настоящим испытанием и проверкой профессиональной и моральной пригодности наших сотрудников. Решениями аттестационных комиссий признаны несоответствующими занимаемым должностям 528 человек, или 17,4% от общей численности. Были и те, кто уже до начала аттестации, осознавая свою неподготовленность и некомпетентность, отказались от ее прохождения и написали рапорты об увольнении.

В результате внеочередной аттестации на 85% обновился высший руководящий состав органов финансовой полиции, на 27% - средний руководящий, на 6,5% - рядовой состав. Высокие требования и принципиальное отношение членов аттестационных комиссий к профессиональным и моральным качествам сотрудников, результатам их работы стали причиной такого высокого процента обновления кадрового состава ведомства. В особенности это касалось руководящих работников.

С одной стороны, мы избавились от некомпетентных и недобросовестных сотрудников, с другой - выявили наиболее подготовленных специалистов для последующего их зачисления в кадровый резерв на замещение вакантных руководящих должностей. В целом, после проведения аттестации, 2 508 сотрудников, или 82%, признаны соответствующими занимаемым должностям, более того, 267 из них, или 11%, признаны достойными для зачисления в кадровый резерв. Из них более половины уже назначены на вышестоящие должности.

- Борьба с коррупцией должна начинаться с чистки собственных рядов. Что сделано в этом направлении?

- Финансовая полиция как орган, уполномоченный осуществлять противодействие коррупции, сама должна быть примером соблюдения антикоррупционного законодательства. Поэтому в наших рядах не место коррупционерам, нарушителям дисциплины и случайным людям. В ходе внеочередной аттестации одним из главных критериев пригодности сотрудников к дальнейшей службе было определено именно их антикоррупционное поведение.

Хочу отметить, что работа агентства по очищению собственных рядов от недобросовестных сотрудников и выявлению совершаемых ими преступлений приобрела системный и наступательный характер. Возросла роль службы внутренней безопасности, весь ее инспекторский и начальствующий состав теперь назначается председателем АБЭКП. В 2012 году силами агентства выявлено 21 коррупционное преступление, совершенное нашими сотрудниками, по которым 17 человек привлечены к уголовной ответственности. Кроме того, 38 человек привлечены к дисциплинарной ответственности.

- То есть мы можем констатировать рост коррупционных преступлений среди финансовых полицейских?

- Данные цифры не определяют уровень коррупции в рядах финансовой полиции, они указывают на рост выявляемости таких преступлений, что, в свою очередь, показывает наше принципиальное отношение к чистоте собственных рядов. Другими словами, мы не идем на сокрытие таких фактов, боясь за «честь мундира».

Напротив, все случаи нарушения закона со стороны финансовых полицейских мы придаем огласке и принимаем предусмотренные законом жесткие меры. Полагаю, такая позиция вместе с другими мерами в конечном итоге минимизирует коррупционные риски в нашем ведомстве.

Усилена ответственность руководителей за действия вверенных подразделений. В июне 2012 года мной был подписан приказ «Об ответственности руководящего состава органов финансовой полиции за совершение сотрудниками коррупционных преступлений и правонарушений», в котором закреплен принцип персональной ответственности. Уже есть отдельные примеры в Южно-Казахстанской и Актюбинской областях, когда руководители лишились должностей за незаконные действия своих подчиненных.

В соответствии с поручениями Президента страны, данными им на встрече с руководящим составом правоохранительных органов в январе нынешнего года, разрабатывается новая концепция кадровой политики правоохранительных органов. В ближайшее время будет законодательно регламентирован вопрос применения полиграфа при приеме на службу, аттестацию личного состава начнем проводить ежегодно. Все эти меры направлены на формирование сотрудника правоохранительного органа «нового поколения».

- Раньше финансовую полицию часто обвиняли в давлении на бизнес. Как сейчас строятся отношения между вашим ведомством и предпринимателями?

- Перед собой мы поставили задачу - стать одними из главных защитников и союзников законопослушных предпринимателей. Мной объявлен мораторий на проведение проверок бизнеса, за исключением субъектов теневой экономики, а также занятых в сфере реализации бюджетных проектов. Запрещено приостанавливать производственную деятельность предпринимателей, а также проводить проверки по анонимным обращениям.

В результате в два раза сокращено количество проводимых в отношении предпринимателей проверок, исключены факты поступления обоснованных жалоб на действия финансовой полиции на сайт «Президентская защита бизнеса». Более того, мы можем говорить о росте доверия со стороны предпринимателей, об этом свидетельствует увеличение количества их обращений в органы финансовой полиции с жалобами на действия чиновников других органов.

Так, в прошлом году мы возбудили 307 уголовных дел в отношении должностных лиц контролирующих и проверяющих органов по фактам незаконного вмешательства в бизнес, это в 1,5 раза больше, чем в 2011 году.

Принимаемые нами во исполнение поручений Главы государства меры по исключению фактов необоснованного вмешательства органов финансовой полиции в деятельность субъектов предпринимательства позитивно восприняты как бизнесменами, так и обществом в целом. На мое имя все чаще поступают благодарственные письма от предпринимателей из регионов.

- В своем Послании народу Казахстана Лидер нации поручил резко усилить борьбу с коррупцией. Какие задачи в соответствии с этим вы поставили перед сотрудниками?                                                      

- Государством принимаются меры по созданию «электронного правительства», оптимизации разрешительной системы, сокращению сроков предоставления государственных услуг и снижению давления на бизнес. Все это создает предпосылки для снижения уровня коррупции в обществе. Мы должны стремиться не к росту показателей выявляемости коррупционных преступлений, а к реальному улучшению криминогенной обстановки путем профилактики и предупреждения.

В агентстве создан специализированный Ситуационный центр, который, используя информационные ресурсы, осуществляет мониторинг криминогенной ситуации в стране. На основе информации, содержащейся в базах данных госорганов и других открытых источниках, в центре выявляют структуры и схемы преступных связей, находят взаимосвязь субъектов по родственным признакам, аффилированности и другим параметрам.

В настоящее время, при помощи Ситуационного центра, мы ежедневно мониторим ход реализации крупных бюджетных проектов в целях выявления фактов хищения государственных средств. Таким образом, деятельность структуры позволяет, не покидая рабочего места, аналитическим путем на ранних стадиях выявлять преступления и предупреждать их совершение.

К примеру, в ходе анализа плана государственных закупок Министерства транспорта и коммуникаций было установлено, что на капитальный ремонт участка автодороги Жизак - Сарыагаш в Южно-Казахстанской области длиной 7,5 километра в бюджете заложено 784 миллиона тенге, то есть 104,5 миллиона тенге за один километр. Между тем в 2012 году капитальный ремонт другого участка этой же дороги обошелся государству в 57,4 миллиона тенге за один километр, или в два раза дешевле.

В Министерстве транспорта и коммуникаций причину столь резкого удорожания работ объяснить не смогли, в связи с чем конкурс был отменен.

В Акмолинской области мы проанализировали госзакупки учреждения ЕЦ-166/4 КУИС МВД РК и областного центра мониторинга, новых технологий, информатизации и учебно-методической работы в образовании (этими организациями планировался закуп товаров с завышенными ценами). После того как направили письма в областное управление образования и территориальное подразделение КУИС МВД, цены на закупаемые товары были приведены в соответствие с рыночными. Экономия бюджетных средств составила порядка 6 миллионов тенге.

Аналогичная работа проведена в Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях, где по требованию финансовой полиции государственными учреждениями регионов снижены закупочные цены на бензин и другие товары. В Алматинской области выявлено завышение областным управлением образования закупочных цен на продукты питания. После нашего вмешательства сэкономлено 3,5 миллиона тенге. И это только первые результаты работы Ситуационного центра.

Кроме того, для каждого региона мы разработали «паспорта коррупционных рисков» с определением наиболее коррумпированных сфер и ведомств для их усиленного оперативного сопровождения. В результате наши сотрудники работают точечно, проверяя наиболее коррупциогенные сферы и ведомства.

- Расскажите, каковы результаты борьбы с коррупцией в статистическом выражении?

- В прошлом году органами финансовой полиции выявлено свыше 1 800 коррупционных преступлений, что на 2,2% больше, чем в 2011 году. К уголовной ответственности привлечено порядка 1 650 должностных лиц, из них республиканского и областного уровня - 450, городского и районного - 1 200. При этом я потребовал прекратить погоню за валовыми показателями. Мы должны работать не на показуху, а проводить глубокие разработки и выявлять организованные и системные схемы коррупции, которые наносят многомиллиардный ущерб государству.

Такого характера преступления выявлены нами в Атырауской области, где бывший аким региона с лично преданными ему лицами организовал масштабные схемы хищения бюджетных средств. Ущерб составляет свыше 42 миллиардов тенге. В результате принятых нами мер государству уже возвращено свыше 26 миллиардов.

В прошлом году в 10 регионах республики выявлены факты хищения бюджетных средств, выделенных СПК для формирования региональных продовольственных стабилизационных фондов. Возбуждено 15 уголовных дел по фактам хищения 2 миллиардов 187 миллионов тенге, выделенных из бюджета для формирования стабилизационного фонда в Алматинской, Актюбинской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Кызылординской, Акмолинской, Северо-Казахстанской, Мангистауской областях и в Алматы. После начала расследования по указанным фактам государству возвращено свыше одного миллиарда тенге.

Также перед нами поставлена задача по контролю за целевым использованием бюджетных средств, выделенных на реализацию государственных программ. За прошлый год выявлено 106 коррупционных преступлений при реализации таких программ, как «Ақбұлак», «Дорожная карта», «Занятость», «Жилищное строительство» и «Агробизнес».

- Глава государства поручил совершенствовать антикоррупционное законодательство. Какие законодательные изменения вы предлагаете?

- В прошлом году руководством страны поддержан ряд инициированных агентством предложений по совершенствованию антикоррупционного законодательства. Регламентирован вопрос поощрения граждан, оказывающих содействие в выявлении коррупционных преступлений. Сейчас идет подготовка новой редакции Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, в работе над которыми агентство принимает активное участие.

В целях дальнейшего совершенствования антикоррупционного законодательства нами выработаны новые законодательные инициативы. Мы предлагаем, наряду с лишением свободы за коррупционные преступления по фактам взяточничества, установить новое наказание в виде штрафов, исчисляемых в кратном размере к сумме взятки. Это позволит дифференцировать ответственность исходя из размера незаконного вознаграждения, вне зависимости от занимаемой должности.

Если лицо в течение определенного времени не выплатит штраф, сумма которого будет в десятки раз превышать полученную взятку, к нему будет применено лишение свободы с конфискацией имущества. Для нашей страны это новый институт, но в зарубежных странах, в том числе в России, он уже введен.

Следующий вопрос, требующий решения, - обналичивание денежных средств. В 2012 году в Казахстане юридическими лицами на оплату товаров, работ и услуг обналичено 1 триллион 680 миллиардов тенге, и этот показатель имеет тенденцию к ежегодному росту. Неконтролируемая масса наличных денег создает благоприятные условия для развития теневой экономики, коррупции, финансирования экстремизма и терроризма.

Для кардинального изменения сложившейся ситуации мы предлагаем законодательно ограничить размер обналичиваемых средств для юридических лиц, определив порог, достаточный для ведения хозяйственной деятельности. Соответствующая инфраструктура для этого создана: у нас имеется современная банковская система, развиты электронные платежи и переводы денег. Предлагаемый шаг приведет к значительным налоговым поступлениям в бюджет, подорвет основу для дачи взяток и хищений государственных средств, а также усложнит финансирование террористических, экстремистских групп и организованной преступности. Кроме того, по поручению Главы государства нами готовятся предложения по дальнейшей декриминализации финансовых и экономических преступлений.

- Помимо коррупции Агентство финансовой полиции борется с экономическими преступлениями. Каковы результаты в данной сфере?

- Важной задачей для нас является эффективное обеспечение экономической безопасности государства. Прежде всего это противодействие теневой экономике, объем которой существенно влияет на уровень коррупции в стране. С прошлого года агентством утверждаются ежегодные планы борьбы с теневой экономикой. Нами в разрабатываемый государственный Комплексный план по противодействию теневой экономике на 2013-2014 годы инициировано включение ряда новых мероприятий.

В целом более 90% из всего количества выявленных нами экономических преступлений входят в структуру теневой экономики, треть из них относится к категории тяжких и особо тяжких. К примеру, в результате активизации работы по пресечению незаконной деятельности в сфере оборота алкогольной продукции возросла сумма акцизных платежей в бюджет на 18% и составила 21,5 миллиарда тенге.

Пресечена деятельность почти 500 нелегальных игорных заведений, в том числе 80 подпольных казино. Изъято более 7 тысяч игровых автоматов, 95 рулеток, 106 покерных столов, а также денежные средства на общую сумму более 29 миллионов тенге. По фактам лжепредпринимательства и совершения фиктивных сделок возбуждено 282 уголовных дела. С поличным при обналичивании 1,2 миллиарда тенге задержаны 45 человек.

Совместными усилиями с Министерством финансов и органами прокуратуры снижена недоимка по налогам более чем в 2,5 раза. Налажено тесное взаимодействие с налоговыми органами. Определены критерии, позволяющие выявлять «рисковые» предприятия, занимающиеся незаконным обналичиванием денежных средств.

Только в результате совместного пилотного апробирования уже установлено более 300 «рисковых» предприятий среди налогоплательщиков, по которым возбуждено свыше 30 уголовных дел. Принимаются меры для выполнения поручения Главы государства о проверке законности освоения денежных средств, выделенных на финансирование проектов в рамках государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития страны.

За прошлый год агентством установлено более 50 проблемных объектов, которые не сданы в установленные сроки либо не вышли на проектную мощность. В результате комплексной работы выявлено 19 преступлений по 14 объектам, ущерб по которым составил 2,5 миллиарда тенге. К примеру, в Алматинской области после возбуждения нами уголовных дел по преступлениям, совершенным в рамках реализации программы ФИИР, виновными лицами государству возмещен ущерб в сумме 1,2 миллиарда тенге.

- На совещании с руководящим составом правоохранительных органов Глава государства вновь акцентировал внимание на необходимости серьезного усиления борьбы с проявлениями терроризма и экстремизма. Финансовая полиция участвует в этой работе?

- С начала текущего года органы финансовой полиции законодательно наделены полномочиями по предупреждению и пресечению каналов финансирования экстремистских и террористических организаций. Возложение данной задачи на наш орган наряду с органами национальной безопасности указывает на серьезную угрозу со стороны экстремистских религиозных объединений.

Для усиления работы утверждены планы межведомственного взаимодействия с КНБ и МВД по вопросам противодействия террористической деятельности.

- В своем Послании Президент призвал выступить против коррупции единым фронтом. Кто является главным партнером финансовой полиции в борьбе с этим злом?

- Противодействие коррупции в Казахстане благодаря твердой политике Главы государства ведется на программной основе и осуществляется не только правоохранительными органами, но и всем обществом. Совместно с НДП «Нур Отан», Национальной экономической палатой «Союз «Атамекен», ОФ «Транспаренси Казахстан», Форумом предпринимателей, Гражданским альянсом активно ведется работа по формированию устойчивого антикоррупционного мировоззрения и общественного иммунитета к коррупции.

Антикоррупционные инициативы агентства получили поддержку общественного молодежного движения «Карсы», Альянса студентов и Конгресса молодежи Казахстана. При нашем ведомстве уже четвертый год работает Общественный совет по противодействию коррупции и теневой экономике, членами которого являются представители политических партий, ассоциаций предпринимателей и общественных объединений. Аналогичные советы функционируют в территориальных подразделениях.

Главным вектором нашей деятельности является формирование морально-этической атмосферы, делающей коррупцию неприемлемой в нашем обществе.

Беседу вела

Ольга СЕМЕНОВА

Акмолинская область Алматинская область Атырауская область Казахстан Южно-Казахстанская область
Следите за новостями zakon.kz в: