Предлагаемые полицейскими нововведения не смогут существенно повысить к ним доверие населения

По-прежнему не утихают споры вокруг поправок, внесенных Министерством внутренних дел в действующее законодательство

Предлагаемые полицейскими нововведения не смогут существенно повысить к ним доверие населения

 

По-прежнему не утихают споры вокруг поправок, внесенных Министерством внутренних дел в действующее законодательство. Напомним, на прошлой неделе в нижней палате парламента презентовали поправки, а также долгожданный проект закона «Об органах внутренних дел Республики Казахстан».

Отметим, что проект закона запоздал на год, так как еще в январе 2011 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на коллегии МВД поручил разработать и принять в 2012 году закон об органах внутренних дел. Еще тогда Глава государства отметил, что прошло 15 лет со времени принятия закона «Об органах внутренних дел», притом, что «…закон принимался в одних исторических условиях, а живем мы сегодня совсем в иной обстановке».

Кроме этого, президент страны указал, что «речь идет не о косметических изменениях, а о серьезной концептуальной переработке». Но, как оказалось, руководство МВД обошлось «косметическим ремонтом», вставив два-три нововведения, вызвавшие широкий общественный резонанс. Напомним, предложенный документ состоит из 9 глав и 32 статей, и впервые в законопроект включены осуществляемые сотрудниками органов внутренних дел функции. Замглавы МВД отметил: «Мы поменяли задачи органов внутренних дел и на первый план вынесли защиту человека и гражданина, его жизнь, права и свободы, а также законные интересы общества и государства от преступных и иных посягательств. В действующем законе такая задача не стоит, есть охрана общественного порядка и борьба с преступностью». На фоне прорывной, по мнению разработчиков, профилактической деятельности в целях предотвращения и предупреждения преступлений и повышения уровня доверия населения особо выделяется ряд других нововведений.

Так, например, согласно новым поправкам в некоторые законодательные акты по вопросам деятельности органов внутренних дел травматическое оружие не будет продаваться физическим лицам. В частности изменения вносятся в закон о государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия. Таким образом, предусматривается изъятие из гражданского оборота травматического оружия и перевод его в разряд служебного. Соответствующие бюджетные средства уже одобрены и будут выделены при формировании проекта республиканского бюджета на 2014-2016 годы.

Кроме этого, казахстанских полицейских обяжут зачитывать задержанным их права, соответствующая норма предусматривается в проекте закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности органов внутренних дел». В случае их принятия при задержании сотрудник внутренних дел обязан разъяснить физическим лицам их права, в том числе на обжалование действий сотрудников полиции, отказ от дачи пояснений и показаний до прибытия защитника, на услуги переводчика, дополнительные возможности сообщения о задержании и месте нахождения и так далее.

Также не забыли полицейские и про себя, добросовестно отработав вопросы, касающиеся социальной стороны своих сотрудников и стимулирования их работы. Так, например, предусматривается выплата увеличенного выходного пособия на два оклада сотрудникам, имеющим госнаграды, предоставление вне очереди мест в государственных образовательных дошкольных учреждениях детям сотрудников погибших или получивших инвалидность при исполнении служебных обязанностей.

Однако наиболее интригующим нововведением, ставшим темой для обсуждения, оказалась норма, позволяющая полицейским применять оружие без предупреждения, если посягательство непосредственно угрожает его жизни. Таким образом, при принятии поправок органы правопорядка получают легитимную возможность использования оружия в отношении граждан страны. Насколько обоснованна предлагаемая норма - вопрос спорный. Ведь предоставляя реальную возможность использования полицейскими оружия, руководство МВД не задумалось о повышении ответственности со стороны сотрудников органов правопорядка за применение оружия. А ведь именно об этом неоднократно упоминал в своих выступлениях Глава государства, отмечая необходимость пересмотра, с одной стороны, нормы социальной защищенности работников правоохранительных структур, а с другой - повышение уровня ответственности полицейских.

Также речь велась и об ответственности руководителей силовых структур за правонарушения, совершаемые их сотрудниками.

«Если годами наблюдается высокий уровень правонарушений со стороны рядовых сотрудников, то не только моральную, но и карьерную ответственность должны нести руководители районного, городского и областного масштаба. Особенно за укрытие тяжких и особо тяжких преступлений», - высказывался президент страны. Однако сейчас можно на пальцах пересчитать тех руководителей компетентных органов, которые добровольно оставили свои посты по причине некомпетентности своих подчиненных. В этом случае возникает закономерный вопрос: почему разработчики законопроекта не удосужились прислушаться к словам руководства страны, ведь ориентиры были заранее определены?

Возвращаясь к «оружейному» вопросу, отметим, что рассматриваемая норма закона о применении сотрудником правоохранительных органов оружия без предупреждения уже вызвала дискуссию в обществе. Тема стала на повестке дня в экспертной среде, среди рядовых граждан, а также политиков и общественных деятелей. И практически везде слышится вопрос: почему полицейские могут без предупреждения открывать огонь на поражение по безоружным гражданам - ведь презумпцию невиновности никто не отменял? А согласно поправке стражи порядка могут руководствоваться только своим мнением по поводу уровня угрозы их жизни. При этом упоминаются ставшие достоянием общественности случаи превышения власти полицейскими при использовании табельного оружия в отношении безоружных граждан, имевшие место как в нашей стране, так и в других странах.

Отметим, что в самой Америке в последние годы частое использование полицейскими табельного оружия привело к значительному увеличению судебных исков против полиции, а также связанных с ними выплат населению денежных компенсаций, размеры которых достигли более 42 миллионов долларов. Рост недоверия к полицейским также находит свое отражение в росте ускоренных досудебных «урегулирований» происшествий и соответствующих компенсационных выплат. При этом отмечается рост негативного отношения населения к правоохранительным органам вследствие применения последними табельного оружия. Причем с ростом уровня применения силы снижается уровень доверия населения к правоохранительным органам. И здесь встает закономерный вопрос: насколько готовы отечественные органы правопорядка к выплатам денежных компенсаций за свои неправомерные действия и заложены ли в бюджет правоохранительных органов подобные статьи? Или отечественные полицейские надеются на правовую безграмотность населения страны, а с ней и на свою безнаказанность?

Вот и получается, что, решив свои социальные вопросы, уполномочив себя правом применения оружия без предупреждения, полицейские упустили из виду основное - повышение ответственности сотрудников правоохранительных органов, а с ним и роста доверия населения к ним. А ведь именно это и необходимо для повышения уровня доверия населения к правоохранительным органам.

Андрей КОРОЛЕВ, Алматы

Казахстан
Следите за новостями zakon.kz в: