Судить об успехе реформы НПФ можно будет лишь через 15 лет

Григорий Марченко рассказал о готовящейся реформе пенсионной системы, макроэкономических прогнозах на этот год, ожиданиях роста кредитования, а также о планах покупки золота Нацбанком

Судить об успехе реформы НПФ можно будет лишь через 15 лет


 

Глава Национального банка Республики Казахстан Григорий Марченко рассказал о готовящейся реформе пенсионной системы, макроэкономических прогнозах на этот год, ожиданиях роста кредитования, а также о планах покупки золота Нацбанком в интервью агентству «Прайм».

Вопрос: Григорий Александрович, начну с вопросов по единому пенсионному фонду и реформе. Реально ли до 1 июля решить все вопросы?

Ответ: Срока как такого нет. Главный вопрос - оперативное изменение законодательства, потому что на сегодняшний день действует старая схема. Для этого нужно внести изменения в 22 закона и 8 Кодексов. Новый проект закона был рассмотрен на совете по экономической политике 21 февраля, а 26 февраля его будут рассматривать на правительстве, и до 1 марта его внесут в парламент. Затем многое будет зависеть от позиции парламента, и от того, в каком виде он оттуда выйдет. В него могут быть внесены существенные коррективы. Если принятие пройдет достаточно быстро, то есть в течение 2-3 месяцев, тогда средства в едином фонде можно будет консолидировать к 1 июля. Если закон уйдет на осень, то до его принятия никакой консолидации теоретически быть не может. Фонд создается на базе ГНПФ и будет на 100% принадлежать правительству, а управлять им будет Нацбанк, то есть избрана схема, похожая на управление Нацфондом.

Вопрос: Считаете ли Вы, что принятие такого решения было неизбежным, и другими способами этот вопрос решить было нельзя?

Ответ: Проблем у частных фондов было две: пенсионная система обходилась дорого из-за большой агентской сети, которая играла положительную роль первые 10-12 лет, когда началось массовое привлечение людей. Например, в конце 1999 года было всего 2 миллиона счетов, сейчас - 8,5 миллионов. Но последние три года 95% работоспособного населения имеют счета, поэтому сеть привлекает не новых людей, выходящих на рынок труда, а переманивает клиентов из других фондов, дарят им подарки. Клиентам, имеющим существенные накопления, предлагают вознаграждение.

Вторая проблема нескольких мелких фондов - сделки с аффилированными лицами, которых прошло несколько десятков. Потом, после проверок Генпрокуратуры и ужесточения законодательства и нормативных актов, в прошлом году они уже не совершались. Но осадок остался. Госфонду разветвленная сеть агентов не нужна, так как переманивать никого не надо, значит, она по определению она будет дешевле. Мы сразу сказали, что комиссионные с вкладчиков могут быть снижены вдвое. Кроме того, поскольку активами будет управлять Нацбанк, у которого нет аффилированных лиц, то и сделок с ними тоже не будет.

Таким образом, в среднесрочном плане система будет лучше для вкладчиков. В долгосрочном плане - вопрос открытый, так как владельцем фонда является правительство, и конечно, не это, а будущий кабмин, теоретически может попробовать использовать деньги для покрытия дефицита бюджета или вложений в крупные и не всегда рентабельные проекты. Мы это видели во многих других странах.

Для сравнения двух систем, нескольких частных фондов и одного госфондом, нужно подождать, чтобы те же 15 лет проработал единый фонд, а потом сравнивать, так как пенсионные системы по определению долгосрочные и делать выводы по итогам двух-трех и даже 5-летней работы неправильно.

Вопрос: Нет ощущения, что доходы у единого фонда будут ниже, так как он будет вкладываться в наименее рисковые активы? Это будет вызывать недовольство, а потеря части дохода не будет компенсироваться снижением комиссионных?

Ответ: В любом случае компенсация будет проведена за счет гарантии, что после выхода на пенсию граждан будет получать все, что он внес плюс накопленный уровень инфляции. Если доходность фонда была ниже, чем инфляция, то доплачивает государство. Таким образом, если государство в лице Нацбанка не сможет обеспечивать нормальную доходность, то оно все равно заплатит эти деньги вкладчику из бюджета. Естественно государство заинтересовано в том, чтобы управляющий активами делал свою работу эффективно, и тогда не надо будет проводить доплату.

Вопрос: Вам нужно для этого расширение инвестдекларации?

Ответ: Нет, и вообще, все разговоры о том, что регулятор не давал фондам инвестировать - неправда. Это легко показать на цифрах. Пенсионные фонды обязаны минимум 20% средств инвестировать в госбумаги. Реально они вкладывали 50,5% активов. Кроме того, до 40% они могут вкладывать за рубежом, а реально там было инвестировано примерно 9-10%. Таким образом, частные пенсионные фонды переинвестированы в ГЦБ, что, естественно, отражается на доходности, и недоинвестированы в иностранные ценные бумаги, что показывает недостаточную диверсификацию портфеля.

Вопрос: А в акции им можно было инвестировать?

Ответ: Да.

Вопрос: И каков объем вложений?

Ответ: Всего в корпоративных бумагах - 22 % от общего объема активов, из них в акциях - 4%.

Вопрос: Казахстан сохранил среднесрочный прог ноз по инфляции на уровне 6-8%. Как Вы считаете, удастся ли удержать рост цен на нижней границе этого диапазона, как в минувшем году?

Ответ: В прошлом году было 6 %, а рост ВВП 5 %. В этом году ожидаем рост цен в коридоре 6-8%, ВВП - 5-6%. Мы говорили о том, что нам важны два ключевых параметра - мировые цены на продовольствие и энергоносители. Если они будут стабильны, то, скорее всего, инфляция, как и в прошлом году будет на нижней границе прогноза.

Если брать длительный временной период, за исключением 2007-2008 года, когда был всплеск роста цен на продовольствие и энергоносители, то средний показатель был на уровне 7%. В нашей корзине 38% приходится на продукты, 22% - на энергоносители, поэтому если в этой части все будет стабильно, то у нас есть хорошие шансы. Если цены будут расти, то все зависит от того, как долго продлится рост, так как плюсы для экспортеров нивелируются повышением инфляции. Если цены несколько упадут, то уровень инфляции может быть и ниже прогноза.

Вопрос: К этому есть предпосылки?

Ответ: Смотрите, что произошло в США: там цены на газ втрое ниже, чем в Европе, и вчетверо ниже, чем в Японии. Если они смогут наладить сжижение и транспортировку в эти регионы, то цены на газ, возможно, упадут. Американцы сделали очень серьезный прорыв, экономя 100 миллиардов долларов в год, и создали 1,7 миллиона рабочих мест.

Предпринимательский дух в Америке не умер, это как раз то, чего не хватает в нашем регионе. Понятно, что там есть экологические вопросы и ряд других проблем, но США - это очень большая часть мировой экономики, и если цены одного из импортируемых товаров там в несколько раз ниже, чем в других регионах, то и в них цены будут падать. По сланцевой нефти вопрос пока открытый, а по газу США добились очень больших успехов с точки зрения своей независимости от импорта.

Вопрос: Россия пару лет назад внезапно ввела эмбарго на экспорт зерна. Такие резкие движения отражаются на Казахстане как на экспорте?

Ответ: На рынок это влияет, на цены тоже. Было время, когда зерна в России выращивали меньше, и Казахстан активно экспортировал его в Западную Европу. Когда объемы производства и экспорта зерна из РФ и Украины увеличились, то из-за транспортной составляющей нам стало невыгодно. Поэтому мы в значительной степени европейский рынок утратили, но переориентирвались на Азербайджан, Афганистан и страны Центральной Азии. Теперь, если РФ прекращает поставки на экспорт, то у наших компаний появляется возможность выйти на европейский рынок. В любом случае, действия РФ сказываются на цене - когда она уходит с рынка, цена растет.

Вопрос: Каковы результаты банковской системы, например, в кредитовании?

Ответ: Если брать всю новейшую историю, сейчас самый низкий уровень ставок по кредитам: по корпоративным ссудам в тенге - 10,3% годовых, в валюте - 8,5 %. Кроме того, у нас самый низкий уровень долларизации - по кредитам 70% в тенге, в депозитах - 68%, во вкладах населения - 60%. Это самые высокие показатели за всю историю.

Положительный текущий счет платежного баланса составляет порядка 5% ВВП, по-прежнему хорошие прямые иностранные инвестиции - примерно 7,5% ВВП по итогам прошлого года. Полные данные будут чуть позже - к 1 апреля. Курс тенге стабилен - 150,2 за доллар и колеблется в диапазоне плюс/минус 2%, так что пара доллар/тенге одна из самых стабильных. Что касается роста кредитного портфеля банков, то в прошлом году он составит 13%.

Вопрос: Какой рост ждете в этом году?

Ответ: Примерно 12-15% общего кредитного портфеля. У нас нет такого быстрого роста потребительских ссуд как в России. Озабоченность российского Центробанка нам понятна. Вклады населения в Казахстане выросли на 23%, пенсионные активы - более чем на 20%, страховые премии увеличились примерно на 22%. Существенная проблема в финансовой системе одна - накопившиеся за период кризиса «плохие» кредиты. Она не решается за ночь или месяц.

В среднесрочном периоде она будет решена, в первую очередь, за счет деятельности самих банков, которые эти кредиты выдавали. Кроме того, изменен налоговый режим, чтобы полученные от реализации проблемных кредитов доходы не облагались налогом. Также Нацбанк создал дочернюю компанию «Фонд проблемных кредитов», и она начала работать.

Вопрос: Банки должны снизить долю плохих долгов к январю 2014 года до 15%. Какие санкции им грозят за невыполнение этого требования?

Ответ: Мы сейчас смотрим на отчетность, сформированную банками на 1 января, часть из них списали проблемные ссуды на «дочерние» компании. Хотя в консолидированной отчетности эти данные все равно видны. Что касается мер воздействия, то они все прописаны в законе: предписание, ограничение лицензии, принятие санкций к руководству банков.

Вопрос: За счет чего идет уменьшение доли плохих ссуд?

Ответ: В основном, за счет роста портфеля. В 1998 году ситуация была примерно такой же. Вопрос решился в течение нескольких лет благодаря росту экономики и кредитного портфеля. Сейчас мы пошли банкам навстречу, создали ФПК, но основной объем работы должны сделать сами банки.

Вопрос: Какие планы у Нацбанка по покупке золота?

Ответ: В этом году мы рассчитываем приобрести 25 тонн, если будет произведено 30 тонн, купим все 30. В прошлом году купили 22 тонны. Сейчас золотой запас составляет более 115 тонн. Я напомню, что мы начали покупки осенью 2011 года и сказали, что на протяжении трех лет будем приобретать все золото, производимое в республике. Это обязательство сохраняется. Затем мы можем продолжить эту политику и покупать все золото, либо оставить за собой право «первой» ночи - нам обязаны предложить, а мы либо покупаем, либо отказываемся.

В конце этого года должен войти в строй новый аффинажный завод, построенный на средства нацфонда «Самрук-Казына». Они смогут производить золото, а потом наносить клеймо (Good Delivery) будут на заводе «Казцинка» в Усть-Каменогорске. Мы будем покупать готовое золото в слитках с клеймом.

Вопрос: Видите ли Вы необходимость в проведении валютных интервенций?

Ответ: Нетто-интервенции в 2011 и в 2012 годах были почти равны нулю, в январе - также ноль, а в феврале пока мы купили около 700 миллионов долларов. Но это сезонное приобретение.

Вопрос: Каковы сейчас общие резервы Нацбанка?

Ответ: Национальный фонд составляет 59 миллиардов долларов, резервы Нацбанка - около 28 миллиардов.

Казахстан Украина Усть-Каменогорск Центральная Азия Япония
Следите за новостями zakon.kz в: