Парламентская фракция «Нур Отан» против правительственного налога на роскошь
По мнению мажилисмена Светланы Романовской, налог на транспорт ударит не по богатым, а по среднему классу. Так же были мнения, что правительственный проект обложения налогами больших квартир и домов ударит по сельским жителям, которые строят не роскошные, но большие дома для своих многодетных детей.
В итоге председатель Мажилиса Парламента Нурлан Нигматулин озвучил требования партии к правительству по двум пунктам налоговой реформы.
В целом Нур Отан поддерживает работу по улучшению налогового администрирования. Но, в правительственном варианте есть 2 больших вопроса, которые вызвали споры у депутатов и общественный резонанс. И правительству нужно было раньше прислушаться к дискуссии, которая идет в СМИ и Интернете. Речь о вопросах повышения налогов на автотранспорт и жилье. Почему основная налоговая нагрузка падает на авто объемом двигателя от 3 до 4 тысяч кб.см.? А где авто свыше 4 тысяч, свыше 5?
Например, по версии нового закона налог на «Мазератти» за 1.5 миллионов долларов налог будет таким же, как за «Тойота Прадо», купленную 10 лет назад. Почему в правительственном варианте отсутствует увеличение налогов дорогие авто.
То же самое и по налогам на жилье. Увеличение ставок в Алматы, Астане и областных центрах нужны, но повышающий коэффициент - в 3 раза на квартиры больше 150 кв.метров и дома свыше 300 - не зависит ни от качества и стоимости жилья, ни от количества проживающих. Нет критерия дорогостоящего жилья
Поэтому депутаты «Нур Отан» не могут принять вариант поправок увеличения налогов на транспорт и жилье, потому что он не предусматривает введения косвенных налогов на предметы роскоши. Нужен принцип социальной справедливости и дифференцированный подход. Платить больше налогов должны те, кто имеет роскошные квартиры и дома и авто.
Фракция «Нур Отан» подготовила свои предложения по двум спорным пунктам:
1. Налог транспорт
«Поддерживая пересмотр ставки налога на транспортные средства с объемом двигателя от 3 тыс. до 4 тыс. куб. см, предлагаем: для автомобилей с объемом двигателя от 4 тыс. до 5 тысяч куб.см. увеличить ставку налога до 130 МРП, для автомобилей с объемом двигателя свыше 5 тыс. куб. см. - до 200 МРП. И чтобы не ущемить интересы простых граждан нашей страны - как правило, владельцев недорогих, владельцев подержанных автомобилей, предлагаем все новые ставки налога применять к автомобилям, которые будут приобретены с 1 января 2014 года. То есть на ранее приобретенные автомобили оставить старую ставку налога», - сказал Нурлан Нигматулин.
2. В налоге на жилье «Нур Отан» поддерживает повышение базовой стоимости в 2 раза в Алматы, Астане и областных центрах. Не должны повышаться налоги в райцентрах и городах районного подчинения, там стоимость жилья не соизмерима по цене со столицами. Повышающий коэффициент необходимо заменить на коэффициент от стоимости жилья. Иначе владелец 350 кв.метров жилья и 3 500 кв. метров будут платить одинаково.
«Это будет более обоснованно при налогообложении, особенно, дорогостоящего жилья», - отметил Нурлан Нигматулин.
Фракция решила, что рабочая группа из состава депутатов и работников министерства экономики и бюджетного планирования в субботу и воскресенье будет согласовывать предложения, а 9 октября поправки вынесут на пленарное заседание Мажилиса.
Как ранее заявлял министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев, повышение налогов в связи с изменением базовой стоимости коснется около 1 миллиона 790 тысяч объектов жилья, или 41,7 процента от всех объектов. При этом, для жилья стоимостью до 3 миллионов тенге, доля которого в Казахстане составляет около 90 процентов, увеличение налогов произойдет на 1 300-8 300 тенге. Для более дорогого жилья, в основном, расположенного в Астане и Алматы, повышение налогов будет более высоким.
Что касается авто, то по данным Е.Досаева повышение налога на транспорт коснется фактически 112 тысяч автомобилей. Это 3% от общего количества машин по стране (3,8 млн.авто). Повышение ставок налога на транспорт правительство планирует осуществлять следующим образом:
свыше 3 до 3,2 куб.см включительно - 35 МРП (от 60 585 до 61 985 тенге)
свыше 3,2 до 3,5 куб.см включительно - 46 МРП (от 79 626 до 81 726 тенге)
свыше 3,5 до 4 куб.см включительно - 66 МРП (от 114 246 до 117 746 тенге)
Для категории дорогих машин с объемом двигателя более 4 литров предлагается убрать все льготы.