В Актау тюремным конвоирам выдали видеокамеры
У охранников этой колонии теперь новая деталь в обмундировании. Каждая смена кроме дубинок получает и видеорегистраторы. Маленькие камеры выдают под роспись и сразу вешают их на шею. Съёмка «нон стоп» в колонии строгого режима начинается.
Запись на видеорегистратор ведётся 12 часов. При этом остановить съёмку или выключить камеру сами охранники не могут - аппаратура закодирована. Снимают надзиратели абсолютно всё и всех. И даже в уборную приходится ходить парами: пока один удаляется в кабинку, второй держит его камеру и продолжает снимать.
Ерлан Малгереев, заключённый:
- По-любому все хотят на свободу, освободиться. Каждое нарушение фиксируется на камеру. Даже без бирки вышел, нагрудного знака если нет, фиксируется.
Главное тут, говорят, психологический фактор. Когда на заключенного нацелен объектив, желание нарушать режим сразу же пропадает. Намного легче следить и за дисциплиной самих контролёров.
Канат Бекбердиев, начальник учреждения ГМ 172/6:
- Мы, с одной стороны, и сотрудников тоже контролируем, как они службу несут. За 12 часов куда они ходят, где обход делают. Хороший результат нам дают видеорегистраторы.
Отснятый материал потом тщательно изучает начальство. За месяц «реалити-шоу» в колонии удалось выявить уже не одно нарушение. Теперь все спорные моменты между охраной и заключенными решаются одним нажатием кнопки «Плей»
Канат Бекбердиев, начальник учреждения ГМ 172/6:
- Осужденным показывают материалы, они уже не могут спорить. Фиксация есть уже. Бывает иногда не одна видеофиксация снимает, а две сразу.
Оснастить контролеров регистраторами предложили актауские правозащитники и прокуроры. А деньги выделил департамент УИС. Один такой видеорегистратор обошелся почти в 30 тысяч тенге. Камера записывает не только видео, но и звук.
Выгоду от нововведения уже оценили в областном департаменте уголовно-исправительной системы. Видеорегистраторы появились недавно и в следственном изоляторе. А буквально на днях ожидается новая партия камер для еще одной колонии строгого режима.
Ольга Юрьева