В рамках вступления РК в ВТО главными должны стать интересы нацэкономики

По словам Г.Карагусовой, в целях приведения законодательства Казахстана в соответствие с нормами ВТО на сегодня уже внесены изменения в более чем 50 Законов РК.

В рамках вступления РК в ВТО главными должны стать интересы нацэкономики

 

На сегодняшнем правительственном часе в Мажилисе Председатель Комитета Палаты по финансам и бюджету Гульжана Карагусова отметила, что необходимо в процессе дальнейшей работы во главу угла ставить интересы национальной экономики, с тем, чтобы в итоге национальное законодательство в полной мере отвечало принципам предсказуемости и транспарентности внешнеэкономической политики государства, сообщает пресс-служба Мажилиса.

По словам Г.Карагусовой, в целях приведения законодательства Казахстана в соответствие с нормами ВТО на сегодня уже внесены изменения в более чем 50 Законов Республики Казахстан, в том числе приняты новые законы (О техническом регулировании, О лицензировании и др.), также инициированы изменения порядка 10 соглашений Таможенного союза с целью приведения их положений в полное соответствие с правилами ВТО.

Первое, в соответствии с запросом стран-членов ВТО в Закон РК «О валютном регулировании и валютном контроле» внесены изменения, которые существенно упростили процедуры валютного контроля, привели к сокращению расходов участников внешнеэкономических сделок, связанных с исполнением требований валютного законодательства.

Второе, существенно реформировано действовавшее ранее законодательство в сфере лицензирования импорта товаров, что способствует снижению административных барьеров в торговле, и улучшению бизнес-климата республики.

В-третьих, в рамках Таможенного союза странами-членами в 2010 году принято Соглашение об определении таможенной стоимости, в основу которого заложены нормы Соглашения ВТО по таможенной оценке. В соответствии с Соглашением предусматривается последовательное применение шести методов определения таможенной стоимости товаров.

Такие меры позволяют участнику внешнеэкономической деятельности декларировать таможенную стоимость, исходя из международных стандартов в данной области.

В-четвертых, проведена законодательная работа по приведению правил применения так называемых «торговых мер», а именно антидемпинговых, компенсационных и защитных мер, в соответствие с нормами ВТО.

В рамках данной работы в 2006 и 2010 годах национальные законы «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров», «Об антидемпинговых мерах» и «О субсидиях и компенсационных мерах» приведены в соответствие с нормами соглашений ВТО.

На сегодня в рамках Таможенного союза действуют нормы Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года, которое по инициативе казахстанской стороны в 2011 году приведено в соответствие с нормами соглашений ВТО.

Пятое. Необходимо положительно отметить огромную работу, проведенную Правительством в области технического регулирования торговли.

Так, в рамках проводимой работы по вступлению Казахстана в ВТО 9 ноября 2004 года принят Закон Республики Казахстан «О техническом регулировании», который основан на нормах Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле.

В декабре 2006 года в 33 законодательных акта внесены изменения и дополнения, касающиеся разделения полномочий Правительства и государственных органов в вопросах разработки и утверждения технических регламентов и установления требований по безопасности объектов, имеющих риск причинения вреда здоровью, жизни человека или окружающей среде.

В реализацию принятого Закона проводится работа по гармонизации национальных стандартов с требованиями международных стандартов. На сегодняшний день 72,1% национальных стандартов гармонизированы с международными стандартами (3 536 из 4 905).

Следует отметить, что в связи с формированием Таможенного союза разработка и принятие технических регламентов осуществляется всеми странами Таможенного союза. Так, на сегодня в рамках ТС уже принят 34 технический регламент, из них 21 вступил в силу.

Шестое. Также существенные изменения законодательства и правоприменительной практики произошли в результате приведения в соответствие с требованиями Соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер.

Учитывая функционирование Таможенного союза, разработанные и принятые с 1 июля 2010 года соглашения Таможенного союза в области ветеринарных, санитарных и фитосанитарных мер также были приведены в полное соответствие с правилами ВТО.

Следует отметить, что рассматриваемая сфера является весьма чувствительной как с точки зрения защиты потребителей от некачественных товаров, так и по отношению к производителям продукции.

Для полноценной реализации задач по обеспечению соблюдения стандартов в области ветеринарии, карантина растений и безопасности пищевой продукции, прежде всего, необходимо наличие современной материально-технической базы.

Однако, как было отмечено, из запланированных 126 ветеринарных лабораторий на 1 января 2013 года введено в эксплуатацию только 48.

Считаю, что Правительству необходимо усилить работу в данном направлении, требуется увеличивать количество лабораторий, сертифицированных на международном уровне, с тем, чтобы казахстанские товары могли занять достойное место на рынках других стран.

С другой стороны проверка данными лабораториями импортных товаров позволит запретить ввоз в страну некачественной, несоответствующей стандартам продукции.

Седьмое. Начиная с 2004 года национальное законодательство в сфере интеллектуальной собственности в целях его совершенствования и приведения в соответствие с Соглашением ВТО (ТРИПС) неоднократно изменялось и дополнялось.

Так, предусмотрена ретроактивная охрана прав на произведения, усилены меры ответственности за незаконное использование объектов интеллектуальной собственности, установлены равные цены на услуги по регистрации патентов и товарных знаков для казахстанских и иностранных граждан.

Признанием работы по совершенствованию законодательства Казахстана в данной сфере стало исключение Соединенными Штатами Америки в 2006 году Казахстана из Контрольного списка (Watch List) межведомственного «Специального обзора - 301», в который входят страны с самыми низкими законодательными стандартами в области защиты прав интеллектуальной собственности.

В последующем в 2010 и 2012 годах вносились изменения в Таможенный кодекс и другие законы государства, направленные на усиление борьбы с контрафактной продукцией на границе, защиту прав на товарный знак и другие.

«Данное направление является весьма важным с точки зрения признания Казахстана как развитого государства, защищающего права правообладателей. В связи с этим, прошу Правительство уделять данному направлению особое внимание и продолжить работу по охране объектов интеллектуальной собственности», - отметила Г.Карагусова.

 

Следите за новостями zakon.kz в: