Власти Алматы готовятся к полному сносу сгоревших рынков
Сейчас на месте пожара словно зона чрезвычайного положения - металлические ограждения, полиция и солдаты внутренних войск. Чуть в стороне дежурит бульдозер - такой в состоянии за минуту снести любую постройку, не то что хлипкий контейнер. Продавцы боятся, что техника начнет работать ночью, когда их не будет, и торговые точки снесут без их ведома.
- Вы не понимаете, какую ветку вы пилите, на которой вы сами сидите! От этих базаров зависит вся наша страна, это стратегический, можно сказать, объект. Почему? Со всего Казахстана едет народ, из аулов, поселков, из маленьких городов.
Многочисленных торговцев на рынки не пускают - за пепелищем они наблюдают со стороны. Осталось ли там, среди развалин, что-нибудь ценное, могут только предполагать. Но самые главные вопросы для сотрудников базара: кого накажут за то, что здесь случилось и кто компенсирует им убытки.
- Нам сказали, вот пожарной безопасности нет. Каждый месяц приходил, по сколько складывались, собирали, сколько складов - они деньги собирали.
- Сколько денег?
- По 10 тысяч, по 20.
Руководство рынков тоже не знает, какие базары снесут уже на днях, а какие позже. Сейчас им приходится работать ещё и психологами - попробуй, успокой такую толпу.
Андрей Клементьев, директор рынка:
- У нас пострадала часть рынка, часть целого рынка. Как нам дадут разрешение, мы откроемся. Мы поступать со всеми будем человеческим образом, мы уже столько лет с людьми работаем.
Впрочем, обещаниям продавцы верят неохотно. Их соседей уже сносят. Продавцы в спешном порядке демонтируют павильоны, вывозят стройматериалы и оставшийся товар.
Пока пожарные забирают оставшиеся гидранты на сгоревшем «Кулагере», на соседнем рынке уже вовсю идет демонтаж торговых точек. Три года назад судебное решение о сносе «Улыгера» было принято, однако торговцы все это время продолжали работать. Те, кто не захотел добровольно освободить территорию, сегодня их точки сносили бульдозером.
Официальные переговоры торговцев с властями пока не состоялись. Единственный представитель районного акимата пытается убедить предпринимателей в необходимости переезда. Люди не соглашаются, говорят, на новых местах нет условий.
- Какие условия, то, что вы горите, это разве условия?!
Все местные торговцы уверены, что нарушение пожарной безопасности и так называемая «красная линия», на которой якобы и находились сгоревшие рынки - лишь повод уничтожить барахолку и начать передел этого многомиллионного бизнеса.
Гульмира Шамбаева