Депутат Т.Ергалиев просит противодействовать нелегальному обороту пассажирских перевозок
«В связи с неудовлетворительным состоянием междугородних пассажирских перевозок в 2011 году было введено лицензирование автомобильных перевозок пассажиров и багажа. Основной причиной введения лицензирования послужила сложившаяся на рынке перевозок стихийная ситуация, выразившаяся в несоблюдении преревозчиками требований перевозок пассажиров и багажа, нарушении режима труда и отдыха, а также отсутствии предрейсового медицинского и технического осмотра. Вместе с тем, в соответствии с Законом о разграничении полномочий между государственными органами, с 24 июня 2013 года функции лицензирования пассажирских перевозок переданы от Министерства транспорта и коммуникаций местным исполнительным органам, а контроль на автодорогах за пассажирскими перевозками, в том числе наличием лицензий передан в компетенцию Министерства внутренних дел ввиду того, что ежедневно на дежурство заступает порядка 3 500 сотрудников дорожно-патрульной службы против 120 сотрудников органов транспортного контроля. Поэтому с передачей указанных функций Министерству внутренних дел предполагалось существенно повысить эффективность проводимого контроля, что, в свою очередь, способствовало бы сокращению количества дорожно-транспортных происшествий. Однако, ожидаемый результат не нашел своей должной реализации до настоящего времени», - отмечает депутат в запросе.
На сегодняшний день, по мнению предпринимателей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, количество нелегальных перевозчиков в разы превышает количество автобусов, задействованных в легальных перевозках.
Так, с привокзальной площади города Астаны ежедневно в направлении городов Караганды и Кокшетау перевозку пассажиров осуществляют около 50 микроавтобусов и легковых автомобилей в режиме нелегального такси. Функционируют также такие стихийные места отправления пассажиров, как рынок «Шанхай», с которых ежедневно в направлении южных регионов отправляются от 10 до 20 автобусов. Весь этот транспорт занимается перевозкой пассажиров на нелегальной основе, т.е. без наличия соответствующих разрешительных документов.
Аналогичная ситуация складывается в Алмате и Шымкенте, где нелегально осуществляется сбор пассажиров недалеко от автовокзалов и рынков за цену ниже, чем в билетных кассах автовокзалов и в удобное для пассажиров время.
По слова депутата Т.Ергалиева, на сегодняшний день отсутствуют какие-либо системные количественные оценки нелегальных перевозок, оценка их влияния на легальный сектор и уровень мобильности населения страны. Не редки и споры о причинах существования нелегального извоза, от участников которых зачастую можно услышать обвинения в бездействии, попустительстве и коррупции в адрес государственных органов. Существование нелегальных перевозок пассажиров имеет существенные пагубные последствия в виде потерь в размерах поступлений в государственный бюджет, связанных с неуплатой налогов, разрушением легального сегмента рынка (через механизм недобросовестной конкуренции), созданием почвы для злоупотреблений и коррупции.
Плановые проверки фискальных и иных контрольных органов в рамках законодательства «О государственном контроле и надзоре» не дают должного результата, т.к. они по своей сути чаще всего направлены на проверку предпринимателей, осуществляющих свою деятельность легально.
«Более того, на сегодняшний день можно с уверенностью констатировать, что нелегалы уже переформатировали в угоду своим интересам рынок междугородних перевозок, приучив потребителя услуги к более гибкому сервису, предоставлять который легально не возможно (отправление не с пассажирского терминала, остановки в неразрешенных местах, изменение маршрута и графика движения и др.).Считаем, необходимо предусмотреть на государственном уровне как одну из мер ограничение функционирования автобусов и микроавтобусов на международных и междугородних нерегулярных маршрутах, имеющих высокий износ. Такие меры позволят стимулировать появление на рынке взамен перевозчиков одиночек (1 автобус: 1 хозяин-водитель) крупных перевозчиков с намерениями долгосрочной работы, которые будут оказывать услуги населению на цивилизованном уровне, что, в свою очередь, обеспечит безопасность нерегулярных перевозок», - отметил Т.Ергалиев.