В данной работе я хочу поднять вопрос об институте Президентства, о снижении возрастного ценза для кандидата в Президенты Республики Казахстан.
Как известно последние внеочередные выборыпрезидента Республики Казахстан состоялись 3 апреля2011 года согласно Указу президента № 1149 от 4 февраля 2011 года «О назначении внеочередных выборов президента Республики Казахстан».
Как мы знаем и помним в качестве кандидатов на пост президента Казахстана были зарегистрированы: действующий президент страны Нурсултан Назарбаев , секретарь центрального комитета Коммунистической народной партии Казахстана Жамбыл Ахметбеков , председатель Партии патриотов Казахстана , депутат сената парламента Гани Касымов и лидер экологической организации «Табигат» Мэлс Елеусизов .
Количество выдвижения кандидатов в Президенты Республики Казахстан очень низкий. Со стороны мировых стран, общественных объединении (политических партии, профессиональных союзах Республики Казахстан) и граждан тревожит такое количество. Почему? Ведь в правовых и демократических государствах выборах участвуют больше десятков кандидатов, также это связанно с благоприятными условиями (как возрастной ценз, требования к гражданству, и т.д.) Такие прямые выборы можно считать стабильными, ведь каждый кандидат или политическая партия предлагает разные пути направления своей страны.
Согласитесь ведь важно для страны, как будет завтра жить, и процветать страна, какие изменения кандидаты хотят внести в страну, какие реформы нам следует ожидать. Подержит ли народ за данного кандидата или против проголосует. Страна должна всегда видеть и помнить кандидатов решившие изменить страну в лучшую сторону и достигли вершины вместе с народом.
Тем самым я хочу предложить внести изменения в наше законодательство требования, предъявляемые к кандидату в Президенты Республики Казахстан, а именно снижение возрастного ценза с сорока лет до тридцати лет.
Мы знаем, согласно п.2 статье 41 Конституции Республики Казахстан, что Президентом может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе сорока лет. Почему такие ограничения именно не моложе сорока лет? С чем это связанно? К сожалению я не нашёл официальное толкование к п.2 статье 41 или комментария к этой норме в части фразы , а именно по поводу «возраста гражданина» с чем связанно это и почему не моложе сорока лет, такие требования. «Я не говорю что толкование к этой норме вообще нет, оно есть, но не в отношении возраста гражданина».
Я и многие понимаем, человек созревает к этим годам, но есть люди, которые созревают быстрее и за свои прожитые тридцать лет более опытные и мудрые, отлично разбирающиеся в политической, социально-экономической жизни страны.
Вспомните исторические фрагменты и факты в мире, когда на престол, пост, садились молодые Императоры, Короли-Монархии, Президенты, ведь эти страны на сегодняшний день существуют и стали сильными государствами или державами.
После сорока лет мало кто хочет вносить какие-либо изменения в стране, ведь амбиции созревают ближе к тридцати лет. Многие после сорока лет не верят выборам, даже сами избиратели, не говоря уже о кандидатах. Об этом свидетельствуют многие социологические опросы, мнения учёных-правоведов, и самое главное мнения граждан.
Я и многие хотели бы, чтобы у нас, возможно, было бы избираться и баллотироваться уже с тридцати лет, но дополнительно ещё нужно внести изменения, кандидат должен иметь Высшее юридическое образование.
Тридцать лет самый оптимальный возраст для кандидата, баллотироваться в этом возрасте окажется положительным моментом для страны. Это даст толчок, продвижения в стране, как стабильного правового и демократического государство, что в Казахстане кандидатов в Президенты в десятке раз превышает, чем в других странах мира.
Граждане, политические партии, международные наблюдатели поверят в честные и открытые выборы, будут новые лица с новыми идеями изменения страны, ведь страна это наш общий дом, в этом доме жить нам, нашим детям, внукам и правнукам. Дорога всегда должна быть открыта молодым перспективным людям, будущее в руках молодых людей и об этом не стоит забывать и людям старшего поколения.
Согласно статье 55 о Конституционном законе «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года п раво выдвижения кандидатов в Президенты принадлежит республиканским общественным объединениям, зарегистрированным в установленном порядке, а также гражданам - путём самовыдвижения.
Выдвигая кандидата от политической партии (лидера партии, руководителя), партия предложит и будет ответственна за своего кандидата, если партия будет лоббировать, только свои интересны, нужно такие партии и лиц налагать разные санкции вплоть пожизненного отстранения от участия выборах. Из-за лоббирования своих личных интересов. Также касается в отношении граждан, которые выдвигают себя путём самовыдвижения. Это делалось бы не для ограничения или ущемления прав кандидатов, а для того чтобы те, кто не оправдал доверия избирателей. Раз партия или самовыдвиженец лоббировал свои интересы сегодня, он или они будут и завтра лоббировать, а чтобы этого не было мы должны легитимно отстранять таких кандидатов.
Вкратце рассмотрим возрастной ценз в Президентских Республиках.
Допустим в России, Беларуси, Венесуэлы и во многих других Президентских Республиках разный минимальный возрастной ценз для кандидата в Президенты.
Согласно п.2 статье 81 Конституции Российской Федерации. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет.
Согласно статье 80 Конституции Республики Беларусь. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет.
Согласно Конституции Венесуэлы. Президентом Республики может быть венесуэлец по рождению, достигший 30-летнего возраста. В наше время таких стран полно, где тридцатилетние граждане вполне законно могут быть избранными на высших должностях власти.
В завершении хочу сказать, что избиратели всегда должны, осознано выбирать и голосовать за кандидата или партию. Ведь от вашего голоса завтра зависит будущее страны, и мы должны все вместе построить сильное правовое, демократическое государство стремящиеся идти вперёд и не забывая прошлое.
Законы должны всегда жить, реализовываться в общественных отношениях, если законы развиваются и воплощаются в жизнь, то и Народ не стоит на месте.
Если мы хотим войти в число тридцати лучших стран мира, мы должны своё национальное законодательство развивать на международные стандарты, а это приведёт к положительному развитию и имиджу страны.
Список использованных источников
1.Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года)(с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.02.2011 г.)
2. Указ Президента Республики Казахстан от 4 февраля 2011 года № 1149 «О назначении внеочередных выборов Президента Республики Казахстан»
3. Закон Республики Казахстан об общественных объединениях (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.12.2012 г.)
4. Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года №2464 О выборах в Республике Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.10.2013 г.)