Уважаемые граждане Республики Казахстан, обращаю ваше внимание на одну из глобальных проблем всего человечества - это обеспечение продовольствием населения Земли.
Как отметил в своем послании Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев: « Важно обеспечить перевод на инновационные рельсы агропромышленного комплекса. Это наша традиционная отрасль. Глобальная потребность в продовольствии будет возрастать. В этот сектор пойдёт больше инвестиций. Поэтому нынешние фермеры должны заботиться о росте производства, а не довольствоваться краткими достижениями, связанными с погодными условиями. Конкуренция в глобальном агропроизводстве будет возрастать. На земле должны работать, прежде всего, те, кто внедряет новые технологии и непрерывно повышает производительность, работает на основе лучших мировых стандартов » .
В настоящее время состояние сельскохозяйственных угодий вызывает большую тревогу, так как они составляют важнейшую основу зернового хозяйства отечественного производства мяса, молока, шерсти и других продуктов животноводства, они критически важны для жизни людей и ведения сельского хозяйства в Республике Казахстан, именно они подвергаются высочайшей степени деградации, которая создает угрозу экологической, экономической и национальной безопасности Республики Казахстан. По данным качественной характеристики земель в Республике Казахстан числится более 90 млн. га эродированных и эрозионно-опасных земель, из них фактически эродированных - 29,3 млн. га, в том числе пашни - 1,8 млн. га.
Нерациональное использование пастбищ и сенокосов (перевыпас, загрязнение агрохимикатами, распашка) приводит к деградации природных кормовых угодий, развивается ветровая и водная эрозия, заболачивание, засоление, опустынивание, зарастание непроизводительным кустарником и сорняками, неумелое применение агрохимикатов приводит к выбытию значительной части земель, в том числе пашни из сельскохозяйственного оборота. Что сказывается на отечественном производства мяса, молока, шерсти и других продуктов животноводства.
Поскольку основным видом использования пастбищ является выпас скота, существенное влияние на них оказывает правовое регулирование скотоводства. Текущее использование пастбищ в соответствии с назначением кормовых угодий само по себе не является разрушительным, хотя превышение норм пастбищной нагрузки и слишком частое сенокошение приводят к деградации степных экосистем. Значительно хуже то, что естественные кормовые угодья по своему статусу рассматриваются как наименее ценные сельскохозяйственные угодья. Они без всяких ограничений могут быть подвергнуты «коренному улучшению», то есть, распаханы и засеяны многолетними травами. При значительно хорошем качестве сельскохозяйственных угодий (балл бонитета высокий), законодательство поощряет их трансформацию в пахотные угодья (этому способствует, в частности, порядок определения налоговой базы). Статус залежей и вовсе является временным, они с одинаковой легкостью могут быть переведены в кормовые угодья либо обратно в пашню.
Эта тенденция с каждым годом увеличивается, в связи с экстенсивным использованием земельных ресурсов и отсутствием механизмов урегулирования в этой сфере, что в ближайшем будущем может привести к значительным потерям площадей плодородных земель.
В зоне рискованного земледелия Республики Казахстан была создана не имеющая аналогов в мире система сотен государственных зерновых хозяйств. Без учета экономической целесообразности и, тем более, экологической безопасности, было определено, что основное назначение земель степной зоны - служить пахотными угодьями. Эта губительная для сельскохозяйственных угодий идеология на десятилетия стала определяющей при формировании структуры использования земельного фонда Казахстана.
Современный период развития государства и права не изменил сложившуюся ситуацию. И сегодня изучение законодательства Республики Казахстан показывает, что оно практически не предотвращает развитие деградационных процессов в почвах, в связи с отсутствием единой системы рационального ведения сельского хозяйства. В Постановлении Правительства РК от 4 ноября 2011 года № 1297 разработаны правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, но отсутствуют конкретные мероприятия направленные на предотвращение негативных процессов ухудшения земель и цели сохранения плодородия почв с учетом использования сельскохозяйственных земель. При этом игнорируется тот факт, что в Казахстане давно уже практически нет доступных для нового сельскохозяйственного освоения свободных земель, но есть избыток нерентабельных сельхозугодий, использование которых экономически невыгодно и экологически опасно.
Следовательно, необходимо в числе принципов земельного законодательства в ст. 1 Земельного кодекса Республики Казахстан предусмотреть приоритет разумного и бережного использования земель сельскохозяйственного назначения.
В связи с тем, что процесс деградации земель Республики Казахстан не только усиливается, но на значительной территории принял необратимый характер, когда последствия этого процесса можно приостановить только через проведение соответствующих мероприятий, назрела необходимость принятия специального Закона Закона « О рациональном использовании сельскохозяйственных угодий », целью которого является разработка и внедрение инновационных технологий в сфере управления сельскохозяйственными угодьями, призванных предотвратить дальнейшее развитие эрозионных процессов, обеспечить повышение почвенного плодородия и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения.
В задачи Закона « О рациональном использовании сельскохозяйственных угодий » необходимо четко прописать следующие вопросы:
- Улучшение управлением сельскохозяйственными угодьями;
- Запрет на определенные виды и способы хозяйственной деятельности;
- Принятие комплекса правовых, организационных и инвестиционных мер по защите сельхозугодий от деградации;
- Повышение продуктивности сельхозугодий;
- В ыплата субсидий землевладельцам в рамках агроэкологических программ;
- Система штрафов за нарушение законодательства.
Законом необходимо предусмотреть использование новейших технологий и передовых научных достижений апробированных для каждой природно-климатической зоны Республики Казахстан. Также законом должна предусматриваться оценка состояния сельскохозяйственных угодий и осуществляться контроль за их управлением квалифицированными специалистами при уполномоченной государственной структуре.
Законодательство должно быть направлено на осуществление поддержки природосберегающих форм сельского хозяйства.
Все это, в конечном счете привело бы к конкретным результатам и эффективным положительным сдвигам в экономической, социальной и экологической сферах.