Здравствуйте, меня зовут Марат Алиаскаров, образование высшее, инвалид по зрению I-группы. Получилось так, что я по программе JICA (Международное координационное агентство Японии) в январе этого года был приглашен в Японию для участия в диалого- тренинговом семинаре. Тема данного семинара «Экономическое улучшение людей с ограниченными возможностями (ЛОВ) через трудоустройство в местных сообществах». Там я убедился в том, что ЛОВ в Японии социально намного лучше защищены, чем у нас. Около 70 % ЛОВ трудоустроены. Политика построена таким образом, что государство старается тратить деньги не на ссодержание закрытых социальных объектов, таких как интернаты, больницы, дома для ЛОВ, а на их трудоустройство, поддержку более самостоятельной жизни, интеграцию в общество. У нас в стране по официальным данным около 90% ЛОВ не могут найти работу, ограниченное количество ЛОВ находятся в специальных, закрытых интернатах, домах для инвалидов. Сумма выдаваемого госпособия маленькая, не хватает порой и на питание. В связи с этим, социальное положение у ЛОВ в Казахстане оставляет желать лучшего. В Законе Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года № 39-III «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2014 г.), в статье 31 пункт 1 прописано: Местные исполнительные органы обеспечивают занятость инвалидов путем: 1) установления квоты рабочих мест для инвалидов в размере трех процентов от общей численности рабочих мест...
И эта 3-х процентная квота в настоящее время не работает, поскольку нет механизмов выполнения данного закона. Во многих развитых странах, а в частности в Японии, помимо определения квоты существуют много программ, заставляющих систему квотирования работать. Например: программа Levy and Grant system.
Постараюсь кратко изложить суть данной программы: организации или предприятия не принимающие ЛОВ на работу, вносят определенную сумму 3% levy- налог в специальный фонд исходя из общего числа рабочих мест. Аккумулируемая в этом фонде сумма будет выдаваться в качестве гранта предприятиям обеспечивающим ЛОВ занятостью. Получается, что благодаря программе Levy and Grant system государство не будет искать и выделять дополнительные деньги для трудоустройства ЛОВ. Предлагаю разработать и внедрить такую же программу и у нас в Казахстане. В качестве пилотного проекта можно было бы взять одну или несколько наиболее приемлемых областей. Убежден, это дело надо начинать немедленно, чтобы достичь какого-либо результата, поскольку Япония стала внедрять эту систему 25 лет тому назад и пожинают плоды последние 5 или 6 лет. Недаром наш Президент в своем очередном Послании Народу Казахстана 17.01.2014. отметил: «надо усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать без барьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало, – наш долг перед собой и обществом. Во всем мире этим занимаются. Люди с ограниченными возможностями могут работать на предприятиях бытового обслуживания, пищевой промышленности, сельского хозяйства. Я еще раз обращаюсь ко всему нашему бизнесу оказать им содействие в трудоустройстве. Также можно рассмотреть возможность введения специальной квоты на 5-10 человек.
Мы вовлечем их в активную жизнь, они будут не просто получать пособия, а будут осознавать себя членами общества, полезными работниками. Всем нашим социальным институтам, неправительственным организациям, партии «Нур Отан» следует взяться за эту работу. Если необходимо, то Правительству надо проработать этот вопрос со всеми компаниями и принять соответствующее решение».
В Японии, например, крупные, высоко конкурентные корпорации такие как «Honda», «Toyota», «Sony» создают специальные дочерние компании по стране для обеспечения работой социально уязвимые слои населения, где ЛОВ занимаются шитьем, делают мебель, собирают детали и т.д. И у нас тоже крупные горнодобывающие, нефтедобывающие, металлургические и другие компании могли бы сделать такое, если нет, то вносить в фонд 3% пошлину. А малый и средний бизнес, заинтересованные в инвестиции с удовольствием будут брать ЛОВ на работу из-за выделяемого гранта.
Второе предложение по той же проблеме трудоустройства людей с ограниченными возможностями: В том же Законе Республики Казахстан от 13 апреля 2005 года № 39-III «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2014 г.), есть статья 32. Права инвалидов в области трудовых отношений
1.Для инвалидов первой и второй групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более тридцати шести часов в неделю, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью до пятнадцати рабочих дней.
В этой статье не указывается за счет кого будут оплачиваться дополнительные часы и отпуск для ЛОВ. Если государство платит, тогда никаких проблем. А если, например, работодатель частной организации должен будет давать и оплачивать дополнительный отпуск, да еще 36 рабочих часов в неделю, из точки зрения данного работодателя в ущерб себе и своему бизнесу он(а) не будет брать на работу ЛОВ и всячески будет стараться избегать и избегает трудоустраивать ЛОВ. Поэтому думаю, что здесь надо будет дополнить фразой: «для инвалидов первой и второй групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более тридцати шести часов в неделю, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью до пятнадцати рабочих дней, когда между работодателем и работником составляется договор». Или государство оплачивает дополнительные часы и отпуск. Спасибо за внимание.