Парламент Республики Казахстан принял поправки в закон «Об органах внутренних дел», предусматривающие запрет на владение травматическим оружием для населения республики.
Травматическое оружие изымается из гражданского оборота и переводится в разряд служебного, оставляя населению право на шоковое и газовое оружие
Статья 1 Закона «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» (далее – Закон об оружии) использует следующие основные понятия:
3) газовое оружие - оружие, применение которого основано на использовании слезоточивых или раздражающих веществ;
16) электрическое оружие - специальное приспособление, применение которого основано на действии электрического разряда.
В соответствии со статьей 5 Закона об оружии, к гражданскому оружию, используемому гражданами Республики Казахстан в целях самообороны, относятся:
1) огнестрельное бесствольное оружие с патронами травматического, газового и светозвукового действия;
2) газовое оружие — газовые пистолеты, револьверы и патроны к ним, в том числе травматического действия, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению уполномоченным органом в области здравоохранения;
3) электрическое оружие — оружие и иные предметы, поражающее действие которых основано на использовании электрической энергии, разрешенные к применению уполномоченным органом в области здравоохранения.
На основании статьи 6 Закона об оружии, «к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования в целях обеспечения личной безопасности политическими государственными служащими, имеющими право приобретать (получать) служебное оружие в соответствии с законодательством Республики Казахстан, депутатами Парламента Республики Казахстан, прокурорами, а также организациями при осуществлении возложенных на них законодательством и предусмотренных их уставами (положениями) задач по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране объектов окружающей среды и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции».
Таким образом, в связи с принятыми поправками в Закон «Об органах внутренних дел», запрещающими право владения травматическим оружием населением республики, это право в целях обеспечения личной безопасности передано политическим государственным служащим, депутатам Парламента Республики Казахстан, прокурорам, а также организациями при осуществлении возложенных на них законодательством и предусмотренных их уставами (положениями) задач по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране объектов окружающей среды и природных ресурсов, ценных и опасных грузов и специальной корреспонденции.
Если раньше, ношение травматического оружия как-то позволяла населению обезопасить себя, то сейчас этой возможности население республики лишено.
Теперь представьте такую ситуацию, адвокат или нотариус работал допоздна, поставил машину на автостоянку и ночью пошел домой по неосвещенной улице, где на него несколько человек совершают разбойное нападение с целью завладения его имуществом. Или другой случай, журналист, проведя свое расследование, опубликовал об этом статью, которая кому-то не понравилась, и при выходе из автомобиля его также встречают несколько человек. И как им в этих случаях, обеспечить свою личную безопасность?
Почему я привел в пример именно эти три профессий и что все они имеют автомобили?
Потому что адвокаты, нотариусы и журналисты - это взрослые люди с высшим образованием. По своему роду деятельности эти профессий, в некотором смысле опасные, особенно работа журналиста, а двое, из перечисленных лиц, имеют высшее юридическое образование.
При получении водительского удостоверения все они прошли медосмотр, представили справки с наркодинспансера и психдиспансера, военнообязанные представили военные билеты, а адвокат и нотариус, кроме этого, еще предоставляли и справку об отсутствии судимости при получении адвокатской и нотариальной лицензий.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона об оружии, «правом применения конкретного вида оружия обладают лица, имеющие разрешение на его хранение, хранение и ношение для защиты жизни, здоровья и собственности в случаях необходимой обороны, крайней необходимости и при задержании лица, совершившего преступление».
Теперь вопрос, почему указанные выше лица, имеющие высшие образования, занимающиеся по роду своей профессий опасной деятельностью, не состоящие на учете в нарко-психдиспансере, военнообязанные, не имеющие судимостей, лишены права в целях самообороны иметь травматическое оружие?
Особо хотелось бы отметить о вышедших на пенсию военных, сотрудников спецслужб и правоохранительных органов, которые ранее закончили высшие военно-учебные и специальные учебные заведения и до выхода на пенсию не только имели многолетний опыт обращения с оружием, но и принимали участия в боевых операциях.
На пенсию они в основном выходят 45-50 лет. Неужели указанная категория лиц, с выходом на пенсию, утеряла все навыки по обращению с оружием.
Статья 15 Закона об оружии, при наличии разрешения, предоставляет право на приобретение гражданского оружия любому гражданину Республики Казахстан, достигшему 18-летнего возраста, а метательное оружие (лук и арбалет) для спортивных целей, достигшему 16-летнего возраста.
1. Граждане вправе приобретать огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие в целях самообороны, без права ношения.
2. Граждане вправе приобретать с правом хранения и ношения огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие при наличии удостоверения охотника.
3. Граждане, имеющие в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее трех лет, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, вправе приобретать охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом.
Неужели, метательное оружие (лук и арбалет), гладкоствольное длинноствольное оружие и охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом, опаснее травматического оружия?
Из опыта и статистики развитых стран, разрешивших ношение боевого оружия, известно, что ношение оружия уменьшило уличную преступность, особенно, уменьшились показатели по грабежам, убийствам и изнасилованиям.
Например, в России рассматривают вопрос о возможности внесения поправок в действующее законодательство, которые позволили бы гражданам на легальной основе обзавестись боевым оружием, которые стоят на вооружении армии и силовых структур.
Если государство, в лице органов внутренних дел и иных служб, не способно справиться с преступностью, то почему нельзя дать право гражданам защищать себя, свои семьи и имущество с использованием официально зарегистрированного оружия.
Поэтому, считаю, что полный запрет на ношение травматического оружия населением республики ограничивают права граждан на оборону, следовательно, поправки в Закон «Об органах внутренних дел», предусматривающие запрет на владение травматическим оружием населением республики были приняты скоропалительно и без всестороннего изучения.
На основании вышеуказанного полагаю, что есть необходимость повторного пересмотра поправок, внесенных в Закон «Об органах внутренних дел», предусматривающих запрет на владение травматическим оружием населением республики.