Закрепление, создание и развитие в Казахстане самостоятельной отрасли законодательства «Информационное право»

Юрист

Добрый день дорогие читатели и многоуважаемые члены жюри!

В ходе творческого исследования, по общей теме: «Что бы я поменял в законодательстве Казахстана, почему, и что это даст стране?» я бы хотел затронуть на мой взгляд одну из актуальных и важных проблем в казахстанском праве это отсутствие самостоятельной отрасли права как «информационное право» (далее-ИП). Учитывая реалистичность и перспективность представленного предложения, я верю и твердо убежден, что предложение по закреплению, созданию и развитию новой отрасли права ИП повысит правовую культуру современного казахстанского общества и будет способствовать эффективному построению информационного Казахстана, а также устойчивому социально - экономическому развитию страны.

Анализ текущей ситуации

На фоне геополитических и политических событий внутри страны, а также прогнозируемых глобальных экономических и политических катаклизм в мире в очередной раз у нас было образовано Агентство РК по связи и информации (далее - АСИ РК), которому были переданы функции и полномочия в области связи, информатизации, контроля за автоматизацией государственных услуг и координации деятельности центров обслуживания населения - от Министерства транспорта и коммуникаций, а также в области информации, архивного дела и документации - от Министерства культуры и информации.

В связи с тем, что действующий Закон РК «Об информатизации» выполнил свое назначение по формированию и развитию базовых компонентов «электронного правительства» назрела необходимость создания правовых основ развития ИКТ, в том числе «облачных» технологий, внедрение которых закреплено ГП «Информационный Казахстан 2020» (далее - Программа) и в настоящее время в Правительстве РК на согласовании находится проект Закона РК «Об информатизации» в новой редакции.

Программой определены четыре ключевых направления: 1) обеспечение эффективности системы государственного управления; 2) обеспечение доступности информационно-коммуникационной инфраструктуры; 3) создание информационной среды для социально-экономического и культурного развития общества; 4) развитие отечественного информационного пространства.

Абзацами 2 и 3 главы 5 концепции правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года утверждённой указом Президента РК от 24 августа 2009 года № 858 определено, что составной частью научно-образовательной деятельности является правовое образование, правовая пропаганда , то есть вопросы правовой культуры. Необходимо расширять объемы и повышать качество правовой пропаганды среди населения через средства массовой информации, включая Интернет-ресурсы, активизировать научные исследования по актуальным проблемам законодательства и правоприменения, особенно в тех отраслях права, которые наиболее востребованы в повседневной жизни граждан. Обществу и государству нужны юридические кадры новой формации, патриотично настроенные и ориентированные на защиту прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.

В классификации отраслей законодательства РК утвержденной постановлением Правительства РК от 26 декабря 2002 года № 1378 (далее-Классификация) закреплена отрасль права- 120.000.000. Законодательство о государственном регулировании хозяйственной деятельности, где подотраслью определена- 120.010.000 Связь, также закреплена отрасль права- 140.000.000. Социально-культурное законодательство, где подотраслью определены- 140.005.000 Средства массовой информации.

Указом Президента РФ от 15 марта 2000 года N 511 одобрен КЛАССИФИКАТОР ПРАВОВЫХ АКТОВ (с изменениями на 5 октября 2002 года), в котором определено как самостоятельная отрасль законодательства- 120.000.000 Информация и информатизация

Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 1999 г. № 1 (в редакции Указа Президента РБ от 6 августа 2002 г. № 424) утвержден Единый правовой классификатор РБ, в котором определено как самостоятельная отрасль законодательства- 10 Законодательство в области образования, науки, информации, информатизации, культуры, искусства и спорта.

Приказом министра юстиции Республики Узбекистан от 2 марта 2012 года № 53-мх утвержден общеправовой классификатор отраслей законодательства РУ, в котором определено как самостоятельная отрасль законодательства- 12.00.00.00 ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Таким образом, очевидно, что в Классификации отсутствует самостоятельная отрасль права ИП и соответственно не систематизированы направления ИП в РК в отличие от приведенных для примера классификаторов законодательства стран таможенного союза и СНГ, где на системной научной основе изучаются не только техническая сторона, но и юридическая природа всех информационных отношений, готовится научный и кадровый потенциал, при технических ВУЗах изучающие ИКТ сферу открываются юридические кафедры. С другой стороны анализ текущей ситуации свидетельствует о готовности Казахстана к реализации крупномасштабных и комплексных государственных стратегий информационного развития и формирования эффективной системы государственного управления и создания «электронного государства». Т.е. логическим продолжением образованием АСИ РК должна стать и соответствующая актуализация Классификации, что в свою очередь позволит обеспечить полноту, подробность, понятность и удобство пользования нормативными правовыми актами, единство классифицируемого нормативного материала, отсутствие противоречий.

Приведу выдержку из автореферата диссертации по праву и юриспруденции на тему «Классификация в российском законодательстве» Чуманова Е. В.: «Классификация несет не только методическое предназначение, будучи одним из центральных средств законотворческой техники. Она представляет собой уникальный метод научного познания, научно-практическое направление, имеющее своей целью познание и формирование принципов, приемов, процедур реализации юридической практики, определяемой достигнутым уровнем экономического, правового и культурного развития конкретного государства. Классификация ориентирована на выявление и фиксацию закономерностей законодательства, путей практической реализации или адаптации положений и выводов теории права, отраслевых наук. Классификация в законодательстве имеет не только доктринальную, но и неоспоримую прикладную ценность. Классификации способствуют достижению стабильности развития конкретного социально-экономического сегмента (области). Достигается подобная стабилизация благодаря тому, что в ряде областей нормативно-правового регулирования классификация выступает базовым компонентом, на основе которого осуществляется весь процесс законодательной регламентации. Важным видится выделение функции повышения эффективности правового регулирования. Примером служит бюджетная классификация, которая представляет собой эффективный инструмент группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов.»

Приведу выдержку из статьи «Классификация и систематизация законодательства Франции» автор А.Н. Пилипенко: «Понимая под классификацией упорядочение объектов или явлений по какому-то общему признаку, можно констатировать, что российский классификатор правовых актов, принятый Указом Президента РФ от 15 марта 2000 года, скорее указатель, призванный сориентировать потребителя правовой информации в той или иной отрасли законодательства и обеспечить поиск необходимого правового акта, чем классификатор в строгом понимании содержания этого термина. Следовательно, применительно к праву следует различать классификацию как техническую процедуру, задача которой состоит в упрощении пользования правовой информацией, и отраслевую классификацию, задачи которой значительно шире. Если в первом случае классификация действующего законодательства может проводиться на основе произвольно избранного классификационного критерия, базируясь на определенных алгоритмах (что является задачей скорее программирования, нежели систематизации законодательства), то в основе отраслевой систематизации права лежит объективный классификационный критерий - однородные правовые отношения. В идеале целью отраслевой классификации может быть создание своего рода «Периодической таблицы правовых элементов», которая помимо информативного содержания позволяла бы выявлять пробелы в правовом регулировании, основываясь на закономерностях права как системного явления.»

Таким образом, что бы я поменял в законодательстве РК?

В целях повышения и признания роли классификации в законодательстве РК предлагаю закрепить на законодательном уровне соответствующие поправки, также в целях закрепления, создания и развития ИП, а также системного и комплексного изучения данной отрасли законодательства как самостоятельной научной дисциплины предлагаю - актуализировать и внести изменения в Классификацию касательно закрепления самостоятельной отрасли законодательства ИП. Почему? Потому что я патриот и гражданин своей Страны, я в ней живу и считаю, что долг каждого гражданина своей Страны помочь своим согражданам, обществу и своему государству. Что это даст Стране? Гражданам, бизнесу и государству - как законодателям, так и правоприменителям даст актуализированный и значимый инструмент юридической техники для построения более качественного и благоприятного правового поля при получении гражданами и бизнесом государственных услуг в электронной форме, электронных услуг, а также будет способствовать достижению стабильности развития при построении клиентоорентированной сервисной модели информатизации путем совершенствования фундаментальных основ - Законодательства РК, проведению научных исследований по различным вопросам ИП, созданию кадрового потенциала.

На основании изложенного, предлагаю закрепить и развивать в РК самостоятельную отрасль законодательства «Информационное право», которая будет способствовать существенным подвижкам в регулировании правовых отношений на всех уровнях жизнедеятельности общества.

Предлагаемые изменения в законодательство РК:

№ п/п

Структурный элемент

Текущая редакция

Предлагаемая редакция

Обоснование

Закон РК О нормативных правовых актах от 24 марта 1998 года N 213

1

Пункт 1 статьи 46

Статья 46. Систематизация нормативных правовых актов

1. Государственные органы, принимающие нормативные правовые акты, проводят учет и систематизацию этих актов, ведут контрольные экземпляры принятых ими актов, в которые своевременно вносят все текущие изменения и дополнения.

Статья 46. Систематизация нормативных правовых актов

1. Государственные органы, принимающие нормативные правовые акты, проводят учет и систематизацию этих актов в соответствии с классификацией отраслей законодательства Республики Казахстан , ведут контрольные экземпляры принятых ими актов, в которые своевременно вносят все текущие изменения и дополнения.

В целях повышения роли и статуса Классификации по аналогии с Бюджетным кодексом РК, где отдельной главой 6 закреплена ЕДИНАЯ БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

ПП РК от 26 декабря 2002 года N 1378

О Классификации отраслей законодательства РК

2

 

отсутствует

230.000.000 ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

230.001.000 Общие положения в сфере информации и информатизации

230.002.000 Управление в сфере информации и информатизации 230.002.001 Органы управления информатизацией

230.002.002 Стандартизация и сертификация в сфере информатизации

230.002.003 Лицензирование в сфере информации и информатизации

230.002.004 Другие вопросы

230.003.000 Информационные ресурсы. Пользование информационными ресурсами 230.003.001 Общие положения

230.003.002 Документирование информации. Электронный документооборот

230.003.002.001 Электронный документооборот

230.003.002.002 Электронная коммерция

230.003.002.003 Электронная цифровая подпись

230.003.002.004 Обязательный экземпляр документов

230.003.003.000 Архивный фонд. Архивы

230.003.004.000 Открытая и общедоступная информация. Государственные информационные ресурсы

230.003.005.000 Информация ограниченного доступа

230.003.005.001 Государственная тайна

230.003.005.002 Служебная и коммерческая тайна

230.003.005.003 Банковская тайна (см. также 090.003.000)

230.003.005.004 Профессиональная тайна

230.003.005.005 Иная информация ограниченного доступа

230.003.006.000 Информация о гражданах (персональные данные)

230.003.007.000 Правовая информация

230.003.008.00 Предоставление информации. Информационные услуги

230.003.009.00 Информация в средствах массовой информации (см. также 140.005.000)

230.004.000.000 Информатизация. Информационные системы, технологии и средства их обеспечения

230.004.001.000 Информатизация

230.004.002.000 Информационные системы, технологии и средства их обеспечения

230.004.003.000 Глобальная сеть Интернет

230.005.000.000 Делопроизводство (штампы, бланки)

230.006.000.000 Реклама 230.007.000.000 Кадастровая информация

230.008.000.000 Информационная безопасность. Зашита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации (см. также 150.006.000)

Актуализированная классификация поможет как законодателям, так и правоприменителям правильно выбирать необходимое средство с учетом конкретно складывающихся обстоятельств, а также позволит гармонизировать национальное законодательство со странами ТС.

Информационное право – должно стать комплексной и интеграционной отраслью казахстанского права, которое позволит решить ряд вопросов:

1) отсутствие государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с высшим и послевузовским образованием по ряду правовых специальностей в сфере информационного права;

2) правовой нигилизм к полноценному, качественному нормативно-правовому обеспечению развития информационного общества и создания благоприятного правового поля в сфере информатизации.

Предпосылки для формирования отрасли ИП в Казахстане:

возникновение информационной деятельности;

превращение информации в ресурс жизнедеятельности и развития;

становление информационного ресурса как товара;

нематериальная природа возникновения информации и особая форма ее выражения (овеществления) и включения в социально-экономическую сферу отношений;

развитая нормативная правовая база РК;

геополитическая ситуация в мире.

 

Благодарю за внимание.

Cписок использованной литературы:

1) https://adilet.zan.kz/rus/docs/U1300000464#z0 ;

2)https://adilet.zan.kz/rus/docs/U090000858_ ;

3)https://docs.cntd.ru/document/901757122 ;

4)https://yandex.kz/yandsearch?text=%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%BC%20%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%20%D1%8E%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%A0%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%A3%D0%B7%D0%B1%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%20%D0%BE%D1%82%202%20%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%202012%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%E2%84%96%2053-%D0%BC%D1%85%20&clid=1923032&lr=163 ;

5)https://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=P39900001 ;

6)https://lawtheses.com/klassifikatsiya-v-rossiyskom-zakonodatelstve ;

7)https://sci-book.com/gosudarstvo-pravo-shpori/klassifikatsiya-sistematizatsiya-zakonodatelstv-87385.html

С уважением,

Айкимбаев Рустем.

Следите за новостями zakon.kz в: