Откровенно говоря, все проблемы Казахстанского законодательства невозможно уместить 15 000 символов и даже более. Эта рубрика может вестись на протяжении всей жизни, ибо тот путь правовой модернизации Казахстана, который мы можем наблюдать сегодня, подобен спирали, по которой проблемы нормотворчества все больше и больше наращиваются.
В своей работе я бы хотел более подробно осветить проблемные вопросы законодательства Казахстана и внести предложения по его модернизации.
Проблемы законодательного заимствования
Как часто Казахстан в силу своей молодости и неопытности остается один на один с серьёзными вызовами, проблемами?! Зачастую люди, имеющие непосредственное отношение к нормотворчеству попросту не знают и не видят решения той или иной проблемы, а их предложения по выходу из кризисной ситуации сводятся, как правило, к ужесточению правовой среды, будь то ответственность (гражданская, административная либо уголовная) или условия пребывания субъектов. Безусловно, такие действия нельзя назвать решением проблемы на правовом уровне, это в большей степени пост прецедентные меры правового реагирования. Тем не менее, я бы не хотел критиковать некоторые личности Казахстана в своей работе, напротив мне хочется верить, что моя работа поможет в поиске решений тех или иных проблем.
В более поздней стадии поиска решения проблемы у большинства чиновников возникает идея «заимствования», то есть применение мер по аналогии с развитыми странами, при этом, конечно же, хочется лучшего для себя и своего народа и поэтому заимствуются наиболее успешные, эффективные правовые модели. Однако, это зачастую такие решения бывают ошибочными ибо примерять на себя чужую историю развития так же бессмысленно как и проживать чужую жизнь. Суть в том, что развитие и эволюция права происходит под воздействием исторических событий, ментальности населения иными словами «бытие определяет сознание».
Сегодня мы примеряем на себя многие законодательные модели, которые, по сути, несовместимы с Казахстанской правовой доктриной в качестве примера можно привести внедрение инструментов исламского финансирования, которое содержит в себе элементы софизма. Внедрение инструментов исламского финансирования нельзя назвать успешным, исламский банкинг так и не смог выдержать конкуренции с выстроенной системой кредитования. Все это объясняется тем, что Казахстан, как и многие другие цивилизованные страны мира, является светским государством но, тем не менее, внедряет у себя чуждые ему парадигмы.
Безусловно, законодательное заимствование оказывает и благоприятное воздействие на регулируемую среду и уже в коротком промежутке времени можно увидеть положительную динамику действия того или иного закона и в этот самый момент никто не хочет думать о том, согласуется ли этот закон с правовой доктриной Казахстана, потому как мгновенный эффект склонен затмевать разум. Заимствуя у развитых стран успешные модели законом мы попросту заявляем, что хотим жить хорошо, не обращая при этом внимания на внутренние процессы, которые протекают в нашей стране и увы, не подчинены тем самым заимствованным законам. Кончено, совершено отказаться от законодательного заимствования невозможно, ибо народ, который будет жить в абсолютной изоляции попросту обречен. Существуют общечеловеческие проблемы одинаковые как для Казахстанского, так и для других народов и в таких ситуациях будет верным поиск наиболее приемлемого решения проблемы путем законодательного заимствования. Современный, независимый Казахстан является очень молодым государством. 70 лет, проведенные в составе СССР никоем образом не способствовали развитию предпринимательского права и этот факт нужно признать. Именно в этой отрасли права ставка на законодательное заимствование была наиболее успешной. Заимствование некоторых моделей законодательства в сфере банковского и страхового дела, рынка ценных бумаг, хозяйствующих субъектов (акционерные общества, хозяйственные товарищества и т.д.) можно назвать большим прогрессом в развитии предпринимательского права Казахстана. В результате такого эксперимента Казахстан смог выстроить понятную для большинства банковскую структуру, сильный импульс получило развитие корпоративного права, продолжают свое становление и развитие рынок ценных бумаг и страховой сектор.
В своей работе я бы хотел призвать людей, которые имеют непосредственное отношение к законотворчеству не прибегать к законодательному заимствованию и стараться самостоятельно найти решение, а при невозможности быть более внимательным к вопросам законодательного заимствования.
В тоже время заимствование законодательных моделей не имело системного характера, законодательство формировалось фрагментами. В результате чего сегодня мы имеем множество несоединённые кусков одной картины.
Решением данной проблемы мне представляется проведение работы по разработке законов прямого действия. Такими законами могут быть, к примеру, Предпринимательский Кодекс, Сельскохозяйственный Кодекс, Кодекс о защите прав потребителей и т.д., тем самым считаю возможным решить наиболее острую проблему сегрегации Казахстанского законодательства.
Консолидация нормативных правовых актов в закон прямого действия позволит выявить многие разногласия между ними, а также понять какие общественные отношения, не охвачены правом. К примеру, Предпринимательский Кодекс помимо общих положений о предпринимательской деятельности может содержать в себе такие разделы как: банковское, страховое, корпоративное право, положения о рынке ценных бумаг и т.д.
Более того, некоторые положения о предпринимательстве должны быть актуализированы с учетом сегодняшней действительности, ведь многие вопросы в отношениях финансовых институтов и потребителей их услуг остаются не урегулированными.
Касательно разработки Сельскохозяйственного Кодекса хотелось бы отметить, что сельское хозяйство является важнейшей отраслью Казахстана, которая требует большего внимания к себе. В настоящее время наблюдается большой отток населения из сельской местности в крупные города. Данное обстоятельство, на мой взгляд, обусловлено тем, что большинство молодых людей не желает заниматься сельских хозяйством, а те их них, которые остаются в сёлах не способны организовать из собственного хозяйства надежный источник дохода. Такая тенденция весьма губительная для нашей страны ведь уже через 10-15 лет мы будет наблюдать недостаток квалифицированных специалистов в отрасли, а также дефицит сельскохозяйственной продукции. Безусловно, мое предложение о разработке Сельскохозяйственного Кодекса не является панацеей в решении данной проблемы, но создание благоприятной правовой среды будет служить основной для развития данной отрасли. Так, на сегодняшний день законодательство Республики Казахстан о зерне, о развитии хлопковой отрасли, животноводстве, растениеводстве грешит большим количеством именно правовых упущений и ошибок, не учтено множество факторов и обстоятельств, которые могли бы стимулировать развитие отрасли.
Проблемы разработки проектов нормативных правовых актов
Из существа пункта 1 статьи 13 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» следует, что разработчиками проектов нормативных правовых актов являются Администрация Президента, Правительство, органы государственной власти иные государственные органы, организации и граждане по согласованию с ними. Однако, насколько мне позволяет об этом судить опыт работы, в большинстве случаев разработка проектов нормативных правовых актов осуществляется министерствами, агентствами и иными ведомствами (Генеральная прокуратура, Верховный суд, КНБ РК).
Таким образом, тот или иной орган государственной власти, являясь разработчиком нормативного правового акта, является ответственным за формирование материалов к нему. В свою очередь, согласно подпункту 6) пункта 2 статьи 21-3 указанного закона «2. Представляемые материалы по проекту законодательного акта должны содержать: 6) финансово-экономические расчеты, если проект законодательного акта предусматривает сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, а также, как правило, статистические данные, прогнозы возможных экономических, социальных, юридических, экологических последствий действия законодательного акта , за исключением проектов законодательных актов, вносимых в Мажилис Парламента Республики Казахстан в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан.
К проекту законодательного акта о внесении изменений и (или) дополнений в законодательные акты представляется сравнительная таблица действующей и предлагаемой редакций структурных элементов законодательного акта с соответствующим обоснованием вносимых изменений и (или) дополнений».
Следовательно, при разработке законодательного акта государственные органы, как правило (то есть гипотетически материалы по данным вопросам могут и не формироваться), самостоятельно осуществляют оценку социальных последствий действия законодательного акта . Однако, государственный орган, являясь разработчиком проекта законодательного акта, попросту не заинтересован в осуществлении объективной, справедливой и всесторонней оценки воздействия законодательного акта на общество. Более того, такие обстоятельства свидетельствуют о конфликте интересов государственного органа, в результате чего нарушается принцип разделения властей (система сдержек и противовесов).
Как бы мне не хотелось предлагать создание новых институтов, тем не менее, в целях повышения качества проектов законодательных актов, а также обеспечения демократических принципов в процессе нормотворчества необходимо создать самостоятельный и независимый институт социальных исследований.
Мне думается, что работа данного института может быть построена по аналогии с антикоррупционным ведомством, которое осуществляет подготовку научных заключений по проектам законодательных актов. Безусловно, институт должен состоять из числа представителей науки и без какого-либо воздействия на них.
В целом я полагаю, что представители науки и не только правовой должны быть еще больше вовлечены в процессе разработки проектов нормативных и правовых актов это касается не только изучения социальных последствий. За время работы юристом я понял, что споров всегда меньше там, где наука приложила свою руку и наоборот те законы, которые готовили отраслевые специалисты - государственные органы порождают массу вопросов.