В прочитанных материалах в данном конкурсе коллеги уделяют внимание сельскому хозяйству, вот и решил написать свое видение некоторых проблем, но не только в сельском хозяйстве, а в селе и у сельского населения, представители которого непосредственно работают в отрасли сельского хозяйства, а точнее данная статья относится к зерносеющим регионам нашей страны, так как сфера сельского хозяйства очень разная традиционно, и климатически по регионам страны. В большинстве сельских поселений основными работодателями являются сельскохозтоваропроизводители – СХТП (юридические лица), крестьянские(фермерские) хозяйства - КФХ и индивидуальные предприниматели. Проблема касается непосредственно двух последних работодателей, точнее как к ним относится законодательство, хотя фактически это два представителя субъектов малого бизнеса, более того это два индивидуальных предпринимателя работающие на разных специальных налоговых режимах налогообложения. Сегодня главами крестьянских хозяйств встречаются и пенсионеры, и представители не сельскохозяйственных профессий(не специалисты), женщины и вообще живущие в городах граждане, ну в общем предприимчивые люди – предприниматели. Вопрос в другом как 1 глава крестьянского хозяйства обрабатывает 100-400 га земли не имея иногда даже необходимой сельскохозяйственной техники, в других случаях техника имеется и даже создаются рабочие места сельчанам, но принимают их на работу только на посевную и уборку т.е примерно 1 месяц весной и 1 месяц осенью, а остальное время где работать сельчанину? Вероятно, ехать в город искать менее сезонную и стабильно оплачиваемую работу, хорошо если кто то работает, а ведь некоторые пополняют криминальные сводки. Кто на селе должен трудоустраивать население? Все сельчане физически не могут стать крестьянскими хозяйствами так, как свободной земли практически нет, и не у всех есть задатки предпринимателя, кому то привычнее работать по найму.
Вот пример, в отдельно взятом селе имеется крестьянское хозяйство и индивидуальный предприниматель. Предприниматель в селе имеет магазин и создает 3 рабочих места 2 продавца и водитель-грузчик, также и Крестьянское хозяйство 400га пашни, в котором также есть 1 предприниматель (глава крестьянского хозяйства) которое также создает 3 рабочих места это 3 наемных рабочих (механизаторы-водитель) при этом магазин ИП работает круглый год и обеспечивает население продуктами и ТНП зарплата 30 000 *3 = 90 000 * 12 = 1 080 000 тенге годовой фонд оплаты труда на 3 работников, крестьянское хозяйство принимает работников на 1 месяц весной на посевную оплачивает по 100 000 *3 =300 000 тенге и осенью на уборку урожая на 1 месяц 100 000*3=300 000 в сумме 600 000 тенге годовой фонд оплаты труда. Отработав по два месяца в году, остальные 10 месяцев на что жить этим работникам, в селе как бы другой работы нет.
Теперь по самим ИП
Если ИП работающий на специальном налоговом режиме по упрощенной декларации за год получит доход от реализации 1 000 000(в этой сумме еще и себестоимость закупленных товаров, если торговая наценка 30% то на расходы за приобретенный товар приходится 70 % от 1 000 000 которые налогооблагаются) то заплатит с этого подоходный налог в размере 30 000 тенге(1 000 000*3%=30 000) если же годовой доход 5 000 000*3%=150 000 тенге. В свою очередь ИП в форме крестьянского хозяйства при доходе в 1 000 000 тенге или 5 000 000 тенге (если считать доход от реализации как у 1го ИП то может и 10 000 000 тенге), подоходный налог заплатит 0 тенге. Его налог составляет лишь Единый земельный налог на 400 га*25 000(Оценка 1 га, примерно) = 10 000 000 тенге * 0,1%(ставка ЕЗН по НК РК) = 10 000 тенге.
В то же время Крестьянское хозяйство получит субсидии из бюджета государства (т.е из денег(налогов) налогоплательщиков, кроме того не заплатит налог на транспорт(в пределах нормативов) и имущество, получит льготное дизельное топливо. Для крестьянских хозяйств не только, не облагаются доходы подоходным налогом, но даже не предусмотрено декларирование этих доходов(по налоговой отчетности), т.е государство выделяя субсидии и предоставляя льготы фактически не знает убыточны эти предприятия или нет.
Эти два Индивидуальных предпринимателя живут в одном селе, с одинаковыми трудными условиями в селе, пользуются общими дорогами, но затраты несут разные и налоги платят по-разному, вернее кто-то платит а кто-то нет. Получается, что крестьянские хозяйства пользуются только землей, за которую платят Единый земельный налог, а школа, медицина, армия и другие институты государства, содержащиеся за счет налогов им не нужны?
Вопрос в чем же привилегированная роль КФХ, а также и СХТП (которые имеют льготы по налогам в размере 70%) – понятно это обработка земли(что бы не простаивала и обрабатывалась) и развитие села, обеспечение страны сельскохозяйственной продукцией - продовольствием. С первым пунктом все понятно земли пустующей нет и обрабатывается полностью, потому что это предусмотрено договорами на временное пользование земельными участками и существуют требования в части соблюдения агротехники и ухода за землей, а вот некоторые села почему то разваливаются и местное население постепенно покидает их, а другие села живут благополучно строят объекты социальной сферы и население никуда не уезжает. Возможно, имеет место неэффективный менеджмент или другие субъективные причины. С продуктами отечественного производства местных сельхозтоваропроизводителей избытка в магазинах страны также не наблюдается.
В целях изменения ситуации предлагается следующее:
1) изменение статей Налогового кодекса в части, условий применения специального налогового режима для крестьянских фермерских хозяйств и сельхозтоваропроизводителей, правила предоставления субсидий этим хозяйствам. Налоговыми льготами должны пользоваться крестьянские(фермерские) хозяйства и юридические лица сельхозтоваропроизводители соответствующие критериям:
1.1) создающие постоянные рабочие места и трудоустраивающие местное сельское население;
1.2) развивающие наравне с зерносеющим направлением также животноводство и другие приоритетные направления сельского хозяйства.
2) ввести обязательный бухгалтерский учет для крестьянских (фермерских) хозяйств хотя бы в минимально упрощенном виде для декларирования результатов хозяйственной деятельности данных хозяйств, так как отсутствие данных показателей не позволяет оценить эффективность вложения кредитных ресурсов предоставляемых государством, ведь для целей кредитования в банках второго уровня при анализе платежеспособности данные хозяйства все равно предоставляют показатели своей деятельности, но они не являются регламентированными, установленные ежегодные формы упростили бы и кредиторам анализ деятельности заемщиков при принятии решений по кредитованию. Отсутствие требований к обязательности учета для крестьянских(фермерских) хозяйств порождают теневую бухгалтерию и со стороны поставщиков данным хозяйствам, возможно отпустить запчасти или другие товары без первичных бухгалтерских документов(счет–фактур, фискальных чеков, возможно со скидкой) с формулировкой - документы крестьянским(фермерским) хозяйствам все равно не нужны(не обязательны) в учете и декларировании и налогообложении;
3) разработать критерии оценки эффективности деятельности сельхозформирований с учетом интересов сельского населения, с возможностью расторжения договоров аренды земельных участков при неудовлетворительных показателях деятельности хозяйств;
4) разработать типовые минимальные расценки на работы в сельском хозяйстве, что бы поднять достаток работающих сельчан, исключить ситуации трудовой дискриминации, когда механизаторы в одном регионе выполняют одинаковые работы, а оплата в разных хозяйствах за эти работы отличается в разы;
5) усилить роль профессиональных союзов в защите трудовых прав наемных работников сельского хозяйства, соблюдения условий коллективных договоров, так как в силу обстоятельств большинство сельчан не имеет юридической грамотности и СХТП(КФХ) являются на селе «градообразующими предприятиями» защита своих трудовых прав наемным работником несет риск потери и работы и средств к существованию так как трудоустроится в селе больше не куда;
6) обеспечить участие сельского населения в производственной деятельности не только в качестве наемного персонала, но и на правах соучредителей, так как многие внесли свои условные земельные доли в устав хозяйств, а в реальности лишены голоса в процессе управления, принятии решений и распределении дохода. Программы для развития сельского хозяйства должны быть направлены на развитие не только крестьянских(фермерских) хозяйств или СХТП, улучшение агротехнологий обработки земли, увеличение поголовья в животноводстве, но и повышать благосостояние всего сельского населения, а не отдельных представителей.
В результате вышеперечисленных мер, с развитием села и развитием животноводства увеличивается количество задействованных работников в этой сфере и посредством трудоустройства сельского населения, достойной оплаты их труда снижается безработица, миграция сельского населения. Увеличится предложение мясной продукции и продуктов переработки мясных изделий отечественного производства, а также натуральных молочных продуктов.
Если же КФХ или СХТП не хочет работать по предложенным направлениям развития села и сельского хозяйства, никто не может же заставить их, да и надо отдать им должное люди работали многие годы, вкладывали и развивали свои хозяйства, в этом случае КФХ или СХТП платит налоги в общеустановленном порядке и на равных условиях как все хозяйствующие субъекты нашей страны.