Совершенствование государственного регулирования ценовых отношений на рынке зерна

Кандидат экономических наук, доктор философии (PhD)

В Казахстане применяются следующие виды государственного вмешательства в деятельность рынка пшеницы: закуп зерна в государственные резервы; закуп зерна государственной компанией для коммерческого использования; субсидирование производителей пшеницы; субсидирование экспорта; запрет на экспорт.

Государственной поддержкой охвачен практически весь цикл производства и оборота зерновых. Основным способом государственных интервенций на зерновом рынке являются государственные закупки Продкопорацией. Изначально деятельность Продкорпорации была направлена лишь на закуп зерна и хранение государственного резерва, на сегодняшний день помимо этой функции она занимается коммерческим закупом зерна, в том числе по контрактам с отложенной поставкой, инвестиционной деятельностью и экспортом зерна.

Действия Продкорпорации получают как позитивную, так и негативную оценку. Основной причиной недовольства фермеров служат изменения, внесенные в 2010 г. в Закон «О зерне», где закреплена обязанность каждого фермера с площадью пашни более 500 га продавать 20% собранного урожая Продкорпорации.

Так как в 2010 г. Продкорпорация произвела закуп зерна по ценам ниже рыночной, это негативно повлияло на и без того плачевное положение фермеров, пострадавших от сильнейшей засухи.

Еще одним видом государственного вмешательства, сдерживающим развитие рынка зерна, был запрет на экспорт зерна, введенный с апреля по сентябрь 2008 г. Основной эффект от введения запрета заключался в «защите» внутреннего рынка от сигналов мирового рынка, т.е. тогда как цена в Мексиканском заливе начала падать, цена в Казахстане росла, более того, внутренняя цена продолжала расти до конца того года и в декабре превысила экспортную цену.

Таким образом, можно сделать вывод, что государственное вмешательство оказывает значительный эффект на казахстанский рынок пшеницы. Продкорпорация стала крупнейшей трейдинговой компанией и маркет-мейкером на местном рынке, использующей административный ресурс через местные исполнительные органы.

Реализация данного механизма привела к тому, что в последние годы все чаще складывается ситуация, когда фермеры ждут объявления цены государственных закупок зерна, прежде чем начать свои продажи, и если цена оказывается выше рыночной, остальные трейдеры вынуждены ждать, пока Продкорпорация не закончит закуп. Вместе с тем необходимо отметить, что Продкорпорация имеет логистическую инфраструктуру, в частности, она владеет терминалом в Актау на Каспийском море, что дает ей привилегированное положение по сравнению с другими участниками рынка.

Основной мерой в системе государственного регулирования является поддержка определенного уровня цен, обеспечивающего стабильность доходов сельхозтоваропроизводителей. Для этого государство устанавливает лимиты на цены, производит дотации и компенсации. Вместе с тем рыночная цена не удовлетворяет интересы сельхозтоваропроизводителей по причине несбалансированности спроса и предложения на зерновые. Поэтому государство должно компенсировать сельхозтоваропроизводителям отклонение от рыночной цены в размерах, необходимых для их деятельности на определенном уровне доходности.

В целях защиты внутреннего рынка от необоснованного роста цен на продукцию мукомольной и хлебопекарной промышленности предлагается применение различных методов регулирования цен, которые в основном сводятся к следующему:

– установление соотношений между розничными, оптовыми и закупочными ценами на зерно, муку и хлеб на основе введения ограничения на доходности в торговле и перерабатывающей промышленности;

– введение на зерно, закупаемое в государственный фонд, системы двух закупочных цен: «твердые закупочные» цены, составляющие 2/3 полной закупочной цены, и «закупочные цены с бюджетной надбавкой», равные 1/3 полной закупочной цены. Вместе с тем в себестоимости переработки зерна предлагается учитывать только 2/3 данной цены без учета бюджетной надбавки.

Данные закупочные цены могут использоваться в качестве основы для установления гарантированных цен, залоговых ставок, а также для расчета дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям и решения вопросов льготного налогообложения села. Следует принять во внимание то обстоятельство, что система цен должна формироваться на базе закупочных цен. Так, если их уровень завышается, то это приводит к увеличению расходов государственного бюджета на формирование и поддержание системы цен в целом.

Необходимо раскрыть специфику применения гарантированных закупочных цен. По нашему мнению, гарантированные закупочные цены несут огромную функциональную нагрузку. Их целесообразно использовать при закупках зерна для государственных нужд в том случае, когда средние рыночные цены ниже гарантированных, представляя собой минимально допустимую границу уровня цен на продукцию, выполняя страховую функцию. Их используют по согласованию с сельхозтоваропроизводителями при закупке продукции на государственные нужды, для расчета доплат к рыночным ценам при реализации в пределах установленных квот. Они служат базой для расчета авансовых выплат производителям сельскохозяйственной продукции, заключившим договора на поставку в государственный фонд.

Наиболее сложной теоретической, методической и чисто практической проблемой при установлении минимальной границы гарантированных цен является расчет уровня себестоимости, закладываемого в основу гарантированной цены. Если исходить из фактической величины себестоимости, то возникает дилемма, по какому хозяйству ее определять - по передовому или отстающему и насколько будет эффективным усредненный показатель. Если за основу использовать средний уровень себестоимости, то возникает вопрос, по какой методике ее рассчитывать. При возникновении незначительной ошибки в установлении гарантированной цены на зерно, последствия могут отрицательно сказаться на экономическом, социальном и даже политическом результате деятельности субъектов зернового рынка. Как известно, в период плановой экономики большинство исследователей считало, что при установлении государственных закупочных цен необходимо ориентироваться на сложившийся в среднем за последние 10 лет уровень себестоимости продукции в регионе или природно-экономической зоне.

Иногда из общего числа хозяйств региона отбирали так называемые типичные, т.е. те, где были средние показатели по отрасли, близкие к среднерегиональному уровню интенсивности производства, обеспеченности основными и оборотными фондами, трудовыми ресурсами, иными словами, кроме себестоимости продукции рекомендовали учитывать объективные условия хозяйствования. В этом случае гарантированная цена на продукцию способствовала обеспечению определенной нормы накопления, но только в тех сельхозпредприятиях, которые имеют более высокий уровень производительности труда, а себестоимость ниже среднерегиональных показателей. В хозяйствах, где степень использования собственных ресурсов был ниже среднего, уровень гарантированных цен не обеспечивал минимальную норму накопления.

Рекомендуемой базой для определения гарантированной закупочной цены на зерно должны стать себестоимость, прогнозируемая на базе фактической, и рентабельность, уровень которой позволит обеспечить получение прибыли сельхозтоваропроизводителем. Другими словами, методика определения гарантированных закупочных цен должна основываться на использовании себестоимости, скорректированной на индекс (дефлятор) цен, и норматива рентабельности, который отражал бы ее фактический уровень в предшествующем периоде.

Центральным звеном в рекомендуемой системе цен в соответствии с государственным регулированием через деятельность Продкорпорации являются закупочные (гарантированные) цены, гарантируемые государством для закупа зерновых в государственные фонды. Вместе с тем Продкорпорация может использовать три вида цен на закуп зерновых в государственный и коммерческий фонды: целевая цена – цена устанавливается на основе среднего уровня рыночных цен, она является базой для определения цен вмешательства; закупочная (гарантированная) цена – закуп по ней производится, когда средние рыночные цены ниже минимально допустимой границы цены равной себестоимости, она используется для расчета уровня компенсаций и доплат; цена вмешательства – используется, когда требуются экстренные меры по стабилизации рынка зерна на основе государственных интервенций.

Система цен государственного регулирования рынка зерна составляет основу предлагаемой нами модели ценового регулирования зернового рынка и обобщенный алгоритм принятия решений по регулированию ценовых деформаций зернового рынка (рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 – Рекомендуемая модель ценового регулирования рынка зерна

 

Примечание – составлено автором на основе исследования

 

Как видно из рисунка 1, в модели ценового регулирования рынка зерна нами рекомендуется использовать расчетный нижний предел рыночных цен, определяющий уровень закупочных интервенций, а расчетный верхний предел колебания рыночных цен – для товарных интервенций. Вместе с тем отсутствует утвержденная государством методика определения интервенционных цен. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

В настоящее время в процессе установления гарантированной закупочной цены на зерно отошли от данной методики, но и новый подход к расчету данной цены не разработан и не утвержден Продкорпорацией. Компания при установлении гарантированной закупочной цены на зерно руководствуется средним уровнем себестоимости и уровнем рентабельности, который не всегда учитывает интересы сельхозтоваропроизводителей. Решающая роль в регулировании уровня рыночной цены отводится формированию интервенционного зернового фонда. Его особая значимость для страны обусловливается неустойчивостью зернового производства. Посредством зерновых интервенций государство регулирует ситуацию на зерновом рынке. Например, в случае снижения рыночных цен на зерно ниже установленного минимального уровня оно может закупить определенный его объем через Продкорпорацию в государственные ресурсы и таким образом повысить цены. Уровень минимальной интервенционной цены должен вытекать из фактических цен реализации зерна сельскохозяйственными товаропроизводителями, включать затраты по транспортировке зерна до интервенционного склада, погрузке и разгрузке, налог на добавленную стоимость. Сложившаяся на зерновом рынке ситуация характеризуется отсутствием системности и предсказуемости в действиях государства и государственных компаний, что однозначно приводит к дестабилизирующему эффекту на зерновом рынке.

Учитывая несовершенство существующего метода ценообразования гарантированной закупочной цены на зерно, нами разработана методика по формированию данной цены. При установлении гарантированной закупочной цены на зерно следует учитывать в первую очередь влияние рыночной конъюнктуры. Так, мы предлагаем осуществлять расчет гарантированной закупочной цены на зерно по следующей формуле:

 

P c = (TC cр. + TC ср. х (1+R ср. :100));

P z = Р с +(P c х A pm ),

A pm = (P m - P c ) / Р с (1)

 

Примечание – составлено автором на основе исследования

 

где P c – целевая закупочная цена;

P z – закупочная (гарантированная) цена на зерно;

P m – средняя рыночная цена;

TC ср – совокупный средний уровень затрат по производству и обращению зерна;

R ср – достаточный для воспроизводства уровень рентабельности производства зерна;

А pm – поправочный коэффициент отношения целевой закупочной цены к рыночной цене, сложившийся на конкретный период времени.

Исходные данные для расчета закупочных цен на зерно должны быть обоснованы. Так НИИ совместно с Союзом фермеров Казахстана следует рассчитать норматив затрат на производство и обращение, а АО «КазАгроМаркетинг» – выявить на основе исследования детерминантов спроса и предложения уровень рыночной цены. Применение поправочного коэффициента рекомендуется, когда рыночная цена выше целевой закупочной цены. Расчет гарантированной закупочной цены по предложенной нами методике позволит снизить альтернативные потери сельхозтоваропроизводителей при продаже зерна в государственный фонд, и позволит вести расширенное воспроизводство. К примеру, если средний уровень затрат на производство зерна сложился в регионе в размере 22 тыс. тенге за тонну, при норме рентабельности 32%, а средняя рыночная цена за тонну зерна – 38 тыс. тенге, то целевая цена составит 29 тыс. тенге, гарантированная закупочная цена – 37,7 тыс. тенге за тонну.

Вместе с тем проведение закупочных интервенций будет иметь экономический эффект только в том случае, если зерно будет закупаться у производителей, а не у посредников.

В системе государственного регулирования рынка зерна следует усилить деятельность АО «КазАгроМаркетинг», АО «Продкорпорация», обеспечивающих мониторинг цен на зерновые и достоверную динамику цен. В дальнейшем потребуются более эффективные экономические механизмы воздействия на рынок зерна. В связи с этим для совершенствования паритетности ценовых отношений рекомендуем следующие организационно-экономические меры:

- проведение приоритетных закупок зерна в государственные фонды непосредственно у товаропроизводителя без посредников;

- установление на зерно гарантированных закупочных цен, обеспечивающих в условиях постоянного роста производственных издержек получение товаропроизводителями дохода, достаточного для ведения расширенного воспроизводства;

- формирование государством резервных (стабилизационных) фондов и регулирование рыночных цен на зерно с использованием механизмов закупочных и товарных интервенций;

- осуществление поддержки товаропроизводителей на основе сочетания целевого бюджетного финансирования с льготной кредитной и налоговой политикой;

- увеличение кредитных ресурсов сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе лизинга для восстановления машинно-тракторного парка и других элементов активной части основных средств;

- сокращение диспаритета цен и преодоление его последствий, прежде всего, внутри АПК через различные формы внутрикорпорационных дотаций и компенсаций.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что для обеспечения благоприятной ситуации на рынке необходимо поддержание рационального соотношения между закупочными, оптовыми и розничными ценами в продуктовой цепочке: цена поставки зерна - оптовая цена на муку, комбикорма, мясо, молоко, яйца – розничная цена на хлеб, мясомолочные продукты, яйца.

Для обеспечения устойчивого паритета цен необходимо государственное регулирование процессов пропорционального повышения цен, исключающее значительные скачки на отдельные виды ресурсов, создание условий, обеспечивающих развитие воспроизводственных процессов, в первую очередь, в сельскохозяйственном секторе.

Следите за новостями zakon.kz в: