Настоящим, предлагаются к рассмотрению предложения касательно внесения изменений и дополнений в законодательство РК, регулирующее деятельность юридических лиц, в том числе, банков второго уровня. Предложения, изложенные в настоящей работе, отражают субъективное мнение, которое может не совпадать с непосредственным мнением работодателя автора.
В представленных к вниманию тезисах мы постарались изложить предложения по снижению административного контроля за деятельностью юридических лиц ( Раздел 1 ), а также проблемные аспекты, касающиеся развития банковской сферы ( Раздел 2).
Раздел 1:
1. Нормами Закона РК «О Национальной палате предпринимателей РК» (далее – Закон) была закреплена оплата обязательных членских взносов следующими субъектами предпринимательства: коммерческими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, зарегистрированными в соответствии с законодательством РК и осуществляющими предпринимательскую деятельность на ее территории. Постановлением Правительства РК от 31 декабря 2013 года № 1555 утверждены Правила уплаты обязательных членских взносов в Национальную палату предпринимателей РК, в соответствии с которыми, все субъекты предпринимательства обязаны осуществлять данные выплаты, за исключением субъектов, для которых законодательством установлено обязательное членство в иных некоммерческих организациях, а также государственных предприятий. Также, субъекты, с совокупным годовым доходом, не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя , были освобождены от уплаты обязательных членских взносов в течение пяти лет.
Считаем, что закрепленный порядок оплаты членских взносов требует пересмотра, в связи с необходимостью предоставления свободы на участие в данной некоммерческой организации. Более того, необходимо принимать в расчет целесообразность взимания членских взносов с субъектов предпринимательства, которым не требуется защита в государственных органах и международных организациях, а также исполнение иных, предусмотренных Законом, задач Национальной палаты.
2. Главой 30 Трудового Кодекса РК (далее – ТК РК) регламентирован Порядок заключения соглашений между сторонами социального партнерства. Согласно статье 278 ТК РК, действие соглашений распространяется на соответствующие исполнительные органы, работников и работодателей, представители которых подписали соглашение. Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединений работодателей, заключивших соглашение, а также присоединившихся к соглашению после его подписания.
Вместе с тем, также установлена обязанность уполномоченного государственного органа по труду на республиканском уровне, уполномоченных государственных органов на отраслевом и местных исполнительных органов на региональном уровнях, официально опубликовать соглашения, с предложением объединениям работодателей, работодателям, объединениям работников, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к соглашению на соответствующем уровне. Если объединения работодателей, работодатели, объединения работников в течение 30 календарных дней не представили письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на них со дня официального опубликования этого предложения.
На практике, в регионах осуществляется публикация указанных соглашений, в печатных изданиях, которые не имеют определенный читательский резонанс, с дальнейшим предъявлением к работодателю требований по исполнению определенных условий соглашения, о которых последний не был осведомлен. Вместе с тем, данные соглашения могут полностью изменить, предусмотренные нормами ТК РК, обязанности работодателя.
На основании вышеизложенного, считаем необходимым осуществить изменение порядка распространения действия данных соглашений, с возможностью фактического предоставления мотивировочного отказа от присоединения к ним.
3. Согласно статье 53-1 Закона РК «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО), для рассмотрения наиболее важных вопросов и подготовки рекомендаций совету директоров, в обществе создаются комитеты совета директоров. Считаем, что предусмотренная обязанность, является формальной нормой. Предлагаем рассматривать положения данной статьи, как право совета директоров создавать, при наличии необходимости, данные органы. Отмечаем, что порядок управления обществом, достаточно четко регламентирован Законом об АО, и законодательное закрепление обязанности по созданию указанных комитетов для всех обществ, в целях подготовки рекомендаций совету директоров, является недостаточно обоснованной нормой. Предлагаем вернуться к старой редакции данной статьи, предусматривающей создание комитетов в публичных компаниях, с указанием создания комитетов в иных обществах, как право, а не обязанность.
Раздел 2
В своем послании народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент РК подчеркнул, о необходимости обновленных инструментов взаимодействия государства с неправительственным сектором и бизнесом. Было поручено Национальному Банку и Правительству разработать комплексную Программу развития финансового сектора до 2030 года (источник: веб-сайт www.strategy2050.kz ).
Отмечаем, что ряд направлений в проекте Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года (Финансовая концепция 2030), вызывают озабоченность, в части введения дополнительных рычагов по усилению государственного регулирования банковской сферы. Вместе с тем, не отрицаем необходимость осуществления регулирования деятельности банков, в целях обеспечения финансовой устойчивости, защиты интересов клиентов, а также поддержания стабильности денежно-кредитной системы РК, что осуществляется установлением пруденциальных нормативов и других обязательных к соблюдению банками норм и лимитов, предоставлением отчетности, наложением санкций на банки или их должностных лиц и т.д.
Вместе с тем, полагаем, что дополнительное административное давление со стороны государства, не затрагивающее платежеспособность банков или прав их клиентов, зачастую, не способствует развитию адекватной финансовой сферы государства.
Отмечаем, что с 1 января 2015 года в отношении банков полностью пересматриваются требования к формированию системы управления рисками и внутреннего контроля (согласно Постановлению Правления Национального Банка РК от 26 февраля 2014 года № 29). Также, в настоящее время, установлена обязанность банков осуществлять расчет коэффициента долговой нагрузки, до принятия решений о выдаче займа по заемщикам, средний ежемесячный доход которых, не превышает или равен двукратному размеру среднемесячной заработной платы ( Постановление Правления Национального Банка РК от 25 декабря 2013 года № 292).
Более того, введение с 1 февраля 2014 года коэффициента максимального прироста потребительских займов, фактически привело к ограничению возможности развивать потребительское кредитование банками, которые ранее не являлись основными игроками в данном сегменте ( Постановление Правления Национального Банка РК от 25 декабря 2013 года № 294). По нашему мнению, принятием данного нормативно-правового акта, потенциальные заемщики лишились права на выбор финансового института, предоставляющего наиболее приемлемые для клиента условия, что нарушает нормы, как Гражданского Кодекса РК касательно прав потребителей услуг, так и требования Закона РК «О конкуренции».
Хотелось бы отменить удивление коллег в других странах, на законодательное закрепление требований к тексту договора банковского займа, размеру его шрифта и обязанности банков по указанию отдельных условий договора, в определенной регулятором, последовательности (согласно Постановлению Правления Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 28 февраля 2011 года № 18).
Однако, в целом, поддерживая политику государства по регулированию финансового сектора, в рамках настоящей работы, предлагаем следующие изменения в законодательство РК, которые по нашему мнению, требуют принятия, в связи с реализацией Закона РК «О персональных данных и их защите», а также требованиями FATCA.
1. В ноябре прошлого года был введен в действие Закон РК «О персональных данных и их защите», которым установлена необходимость получения согласия физических лиц, при осуществлении сбора и обработки их персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9 данного Закона.
Вместе с тем, в соответствии с Законом РК «О документах, удостоверяющих личность», документом, удостоверяющим личность является материальный объект установленного образца, с зафиксированной на нем информацией о персональных данных физического лица, позволяющей установить личность и правовой статус его владельца в целях идентификации личности.
При осуществлении банковской деятельности, законодательством РК предусматривается необходимость истребования от клиента документов, удостоверяющих личность не только, при открытии счета физическому лицу, но и при обслуживании юридических лиц, в частности, в досье подшиваются копии документов, удостоверяющих личность участников юридического лица, которые являются физическими лицами. Согласно вышеуказанным нормам по защите персональных данных, фактически, банк не может получить от клиента копию документа, удостоверяющего личность, без подписания последним согласия.
Однако, подписание согласий участниками юридического лица, осложняется рядом причин, например, нахождением их за пределами РК.
Отмечаем, что банки, помимо требований законодательства по защите персональных данных, обязаны соблюдать банковскую тайну. В данной связи, предлагаем дополнить статью 9 вышеуказанного Закона, осуществлением банковской деятельности в целом, или за исключением открытия банковских счетов физическим лицам, т.е. предоставить банкам возможность подписывать согласия на сбор и обработку персональных данных, только в рамках открытия счетов физическим лицам.
2. В связи с необходимостью соблюдения требований Закона США о налоговом режиме иностранных счетов (Foreign Account Tax Compliance Act – FATCA), банки в других странах будут вынуждены раскрывать Налоговой службе США сведения о счетах американских налогоплательщиков. На основании вышеизложенного, предлагаем законодательно закрепить, что предоставление данных сведений не будет являться разглашением банковской тайны, путем внесения дополнений в пункт 4 статьи 50 Закона РК «О банках и банковской деятельности в РК».