Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок определения результатов голосования, который зависит преимущественно от принципа подсчета голосов.
По этому признаку выделяют три основных типа избирательных систем: мажоритарную, пропорциональную и смешанную. Каждая из этих избирательных систем имеет свои достоинства и недостатки.
Действующее законодательство Республики Казахстан – Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года № 2464 «О выборах в Республики Казахстан» (далее – Закон) предусматривает пропорциональную систему выборов в Мажлис Парламента Республики Казахстан.
Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы - представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.
Однако, по моему мнению, законодательство о выборах в части выборов депутатов Мажлиса Парламента Республики Казахстан (далее - Мажлис) нуждается в совершенствовании.
При выборах депутатов Мажлиса голосование проводится по т.н. «закрытым» спискам кандидатов, то есть в избирательный бюллетень для голосования за политические партии включаются только наименования политических партий в порядке, определенном жеребьевкой ( Статья 37 Закона).
Включение в партийный список лиц для избрания в депутаты Мажилиса по территории единого общенационального избирательного округа производится большинством голосов от общего числа членов высшего органа политической партии, и избиратель может даже не знать и часто не знает многих кандидатов от поддерживаемой им партии.
При этом, согласно пункта 5 статьи 97-1 Закона очередность распределения депутатских мандатов определяется руководящим органом политической партии из числа включенных в партийный список кандидатов, то есть избиратель также не знает кто из кандидатов включенных в партийный список будет наделен депутатским мандатом.
При закрытых списках возможно использование нежелательных технологий, когда во главу избирательного списка ставятся популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают никому не известные личности из конца списка.
Кроме того, закрытые партийные списки дают большую власть партийным руководителям, которые определяют очередность кандидатов в списке партии, а это может привести к нежелательным последствиям, помимо этого при голосовании по закрытым партийным спискам ослабевает связь между избирателями и их выборными представителями.
Как уже указывалось выше, система пропорционального представительства позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов. Но это при условии достаточно низкой квоты, то есть т.н. называемой заградительной оговорки. Согласно этому правилу, политическая партия для того, чтобы попасть в парламент, должна набрать определенный минимум голосов в масштабах всей страны. В разных странах количество этих голосов различное.
При выборах в Мажлис Парламента Республики Казахстан заградительная оговорка составляет семь и более процентов голосов избирателей от числа принявших участие в голосовании ( статья 97-1 Закона).
В странах с развитыми традициями демократии несколько иной подход. Так например, в Израиле предусмотрен всего один процент голосов, в Дании - два, в Аргентине - три, в Швеции - четыре, в ФРГ - пятипроцентная заградительная оговорка.
На основании изложенного предлагается:
1. Голосование по выборам депутатов Мажлиса Парламента Республики Казахстан проводить по открытым партийным спискам, когда в избирательный бюллетень включается весь список кандидатов в депутаты и очередность распределения депутатских мандатов определяется согласно этого списка.
2. Так называемая заградительная оговорка при выборах депутатов Мажлиса должна быть снижена до 2 процентов голосов избирателей от числа принявших участие в голосовании.
Голосование по открытым партийным спискам позволит избирателям выбирать и кандидата, и политическую партию, и таким образом уменьшить влияние руководителей партий на персональный состав своих представителей в парламенте, а снижение заградительной оговорки позволит наиболее адекватно отразить в парламенте весь спектр политических сил страны согласно их реальному влиянию на массы.
При этом не следует опасаться излишнего дробления Мажлиса Парламента на партийные фракции. Ведь согласно Конституции, Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления.