Предлагается:
1. Отказаться от: налога на добавленную стоимость (НДС), корпоративного подоходного налога (КПН), акцизов;
2. Установить вместо трех налогов - один налог на продажи.
Структура налога на продажи:
1. Плательщики – юридические лица, индивидуальные предприниматели, нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, а также лица, осуществляющие импорт товаров в соответствии с таможенным законодательством Таможенного Союза или Республики Казахстан.
2. Объект налогообложения – облагаемый оборот и облагаемый импорт (любой оборот и импорт).
2.1. Облагаемый оборот – любая реализация товаров, работ и услуг на территории Республики Казахстан
2.2. Облагаемый импорт – любой импорт товаров в соответствии с законодательством Таможенного Союза и (или) таможенного законодательстве Республики Казахстан.
2.3. Не имеется зачетов и вычетов, механизма возврата налога из бюджета
2.4. Ставки налога – разные в соответствии с видом облагаемого оборота.
Основания:
1. Ликвидация зачетных и вычетных процедур и сокращение «теневого» сегмента рынка
1.1. НДС:
В соответствии со статьей 256 Налогового Кодекса Республики Казахстан (НК РК) получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком налога на НДС, имеет право на зачет сумм НДС, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также, если выполняется ряд условий. В основном эти условия сводятся к возможности зачета суммы НДС, подлежащей уплате плательщиком в части выставленных в его адрес счетов-фактур другими плательщиками НДС в одном налоговом периоде.
Это дает возможность недобросовестным налогоплательщикам уходить от уплаты НДС посредством так называемых «зачетных схем», например с использованием лжепредприятий. Кроме этого, можно попросту «купить» право на зачет сумм НДС у другого плательщика, у которого образовалась большая сумма НДС к зачету в соответствующем налоговом периоде.
К примеру, по состоянию на 1 января 2013 года превышение суммы НДС, относимого в зачет над суммой начисленного налога, составила 1 113 400 000 000 тенге или 37,4% от суммы налоговых поступлений в бюджет за 2012 год. При этом количество плательщиков НДС возросло с 2010 года с 81 200 почти до 100 000, а вот количество налогоплательщиков, уплачивающих НДС в бюджет денежными средствами упало с 63 200 до 59 400
Также необходимо ликвидировать практику возврата превышения НДС из бюджета. Ежегодно сумма такого возврата увеличивается (в 2012 году составила 451 000 000 000 тенге, что больше показателя 2011 года на 144 700 000 000 тенге). Действующий механизм возврата НДС дает возможность использовать его для получения необоснованного дохода.
1.2. КПН:
В НК РК 16 статей посвящены определению того, что рассматривается в целях налогообложения в качестве дохода, а что не рассматривается. Дополнительно к этому вычетам по КПН посвящены 23 статьи НК РК (со статьи 100 по статью 122). Это просто провоцирует коммерческие организации к проведению так называемой «налоговой оптимизации». Не секрет, что юридические лица стараются не легализовать весь совокупный годовой доход (являющийся объектом налогообложения по КПН). К примеру, в соответствии с пунктом 1 статьи 100 НК РК, р асходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода . Таким образом, появляется возможность уклонения от уплаты КПН с использованием все тех же лжепредприятий или «покупки» расходов у налогоплательщиков, не являющихся лжепредприятиями, но имеющих убытки в соответствующих налоговых периодах.
Об этом свидетельствует статистка. Так за последние 5 лет, несмотря на рост налоговой базы (с 2009 по 2011 года количество налогоплательщиков по КПН возросло с 53 400 до 64 600) план по поступлениям КПН не исполняется (в 2012 году не выполнен на 40 000 000 000 тенге).
1.3. Акцизы:
В соответствии со статьей 279 НК РК подакцизными товарами являются все виды спирта, алкогольная продукция, табачные изделия, бензин, моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки 10 и более человек с объемом двигателя более 3 000 кубических сантиметров, за исключением микроавтобусов, автобусов и троллейбусов , автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей с объемом двигателя более 3 000 кубических сантиметров, сырая нефть, газовый конденсат, спиртосодержащая продукция медицинского назначения, зарегистрированная в соответствии с законодательством Республики Казахстан в качестве лекарственного средства.
Касательно спирта, алкогольной продукции, табачных изделий и бензина можно с уверенностью говорить о подавляющем секторе «теневого» рынка при обороте этой продукции. Так, за 4 месяца 2014 года производство водки в Республике Казахстан снизилось на 40% (данные «КазАлко»). Тенденция к снижению производства водки имеется в течение нескольких последних лет, при этом потребление остается по-прежнему на высоком уровне. Даже если учесть, что произошло замещение части водочного рынка импортной продукции из Российской Федерации, вызывает сомнение, что отечественная водочная продукция совсем перестала пользоваться спросом, особенно в сегменте недорогой продукции. При этом в соответствии с Законом Республики Казахстан «О Республиканском бюджете на 2014-2016 года» планируется поступления от акцизов в размере около 1% от всей суммы доходов в бюджет (52 394 256 000 тенге), таким образом, отмена акцизов не повлияет на доходную часть бюджета, но в тоже время позволит вывести из тени более 35% теневого рынка алкогольной продукции, что даст дополнительный приток в бюджет в виде предлагаемого налога на продажи.
В целом логично, что коммерческие организации, пользуясь возможностью «зачетно-вычетных схем», стараются уклониться от налогообложения, т.к. в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Гражданского кодекса Республики Казахстан (ГК РК) основной целью таких организаций является извлечение дохода.
НК РК отражен довольно запутанный механизм таких зачетов, что дает возможность недобросовестным налогоплательщикам снижать свою налоговую нагрузку или проводить так называемую «налоговую оптимизацию».
2. Переход основной тяжести налогообложения по косвенным налогам от потребителей, в цены для которых включены суммы косвенных налогов (НДС и акцизов), на продавцов товаров, работ и услуг. Последние, взваливая на конечных потребителей нагрузку по косвенным налогам, в дальнейшем еще и «оптимизируют» налоговую нагрузку, получая выгоду в виде неуплаченных косвенных налогов, компенсацию по которым они ужу получили от потребителей.
3. Упрощение налогового администрирования
Принимая во внимание, что НДС, КПН и акцизам посвящены 161 статья НК РК (если принимать во внимание, что особенностям НДС в Таможенном Союзе посвящены 23 примечания к статье 276 НК РК), то отказ от этих налогов даст сокращение норм НК РК, посвященных видам налогов и других обязательных платежей более чем на 30%. При этом, более 75% всех вопросов направляемых в налоговые органы Республики Казахстан посвящены именно НДС, КПН и акцизам, что дает основание считать систему налогообложения по данным налогам крайне запутанной. А подавляющее большинство нарушений и преступлений в сфере налогообложения совершаются именно в отношении неуплаты НДС, КПН и акцизов, не говоря уже о крайней криминализированности оборота подакцизных товаров.
В то же время предлагаемый налог на продажи не будет иметь зачетных и вычетных процедур, будет легко контролируемым на стадии продажи товаров потребителям. Это позволит не посвящать налогу на продажи много статей и также снимет вопросы по его начислению и уплате (по принципу: «продал – заплати налог»). Такое упрощение даст возможность сократить количество налоговых отчетов, проверок, необходимости консультирования с налоговыми органами, что в свою очередь приведет к возможности резко сократить штатное расписание налоговых органов и снизить в их рядах коррупционную составляющую.
4. Стимулирование роста производства и усиление конкурентоспособности отечественного производителя.
Отмена НДС позволит отечественным производителям усилить свои конкурентные возможности на внутреннем рынке по сравнению с производителями стран, у которых такие налоги имеются, принимая во внимание, что все соглашении об избегании двойного налогообложения касаются именно НДС.
Также, производителям продукции с высоко добавленной стоимостью будет выгодно отказаться от импорта сырья для своей производства продукции или объединиться с производителями сырья, что даст дополнительные основания для роста производства. Такая мера особенно поможет производителям сырья для пищевой промышленности и сельского хозяйства, а также улучшит ситуацию в области легкой промышленности, где отрицательный торговый баланс наиболее заметен.
5. Снижение количества посредников на рынке и ослабление роста цен
Введение налога, не имеющего зачетных и вычетных механизмов, позволит снизить количество посредников на рынке, т.к. цена товаров, работ и услуг в цепочке посредников без наличия зачетных и вычетных схем увеличится многократно. Следовательно, откроется путь на рынок непосредственно производителям товаров, что в свою очередь даст возможность снизить цены на рынке (это особенно будет заметно на рынке продукции сельского хозяйства).