На расширенном заседании правительства президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в среду (6 августа) реорганизовал кабинет министров. Вместо 17 министерств осталось 12 и порядка 30 комитетов. В интервью LS казахстанский политолог Айдос Сарым рассказал, что больших перемен от подобных перестановок ждать не стоит.
«В целом, изменения следует оценивать позитивно. Власть пытается демонстрировать свою мобильность, вменяемость, готовность к поиску новых форматов. Конечно, уже сегодня много говорят о том, что изменения косметические, что ничего не изменится, если не изменится сама система. Отчасти, все так и есть. Сегодня многое находится в логическом тупике. И, возможно, единственный способ придать новый импульс бюрократии, хотя бы на какое-то время, это периодически ее перетряхивать и трясти как грушу. Хотя наши чиновники и бюрократы – калачи тертые, и одними только перестановками и реорганизациями уже никого не удивишь. Какие-то более целостные оценки можно будет дать лишь после завершения всего процесса реорганизации, когда будут приняты все решения, произведены назначения, утверждены штаты, положения и прочее», – поясняет А.Сарым.
Политолог прогнозирует, что перестановки в казахстанском правительстве дадут краткосрочный результат.
«На какое-то время перестановки придадут жизни госорганам, а дальше снова рост в ширину и тихий саботаж, и опять перетряски. Кто знает, быть может это только очередная попытка сложить из кубиков с буквами «А», «Ж», «О» и «П» слово «СЧАСТЬЕ»? Поживем – увидим. Дело в том, что в Казахстане очень сильно раздута государственная служба. Вспомните, что помимо министерств и ведомств есть госфонд «Самрук-Казына», «Байтерек» и прочие управляющие компании, есть национальные компании, есть Нацпалата предпринимателей. При каждом ведомстве и акимате есть госпредприятия, фонды, акционерные общества, которые, по сути, сегодня ведут работу госорганов. Тут одно из двух: либо те, либо другие. Понятно, что согласно законам Мерфи бюрократы всегда будут тяготеть к расширению штатов, увеличению функций. Но с этим всегда надо бороться, как с неизбежным злом, не теряя при этом четкого понимания перспектив, стратегических ориентиров, горизонтов, функциональных пределов», – отмечает казахстанский эксперт.
По мнению А.Сарыма, вопрос о перестановках в правительстве Казахстана назревал давно.
«Пертурбация должна была когда-то произойти. Президент недавно был в традиционном отпуске, у него было время оценить все за и против. И вот, выйдя из отпуска, он начал реализовывать свое видение. Думаю, что часть чиновников, которые были сняты или понижены в должностях, попросту не вписалась в новое понимание президента. Должностей и мест всем физически не хватает. Для кое-кого, например, для Алихана Байменова, это возможно окончание большой политической карьеры», – утверждает политолог.
Казахстанская госслужба из-за масштабных перемен в правительстве, по словам А.Сарыма, будет находиться в ступоре до конца лета.
«Сегодня уже все счета и казначейства остановятся. Будут реорганизации, лихорадочная подготовка и согласование проектов постановлений, штатных расписаний, разделение балансов, смены кабинетов, ремонты, закупы мебели и автомашин. Потом через такой же процесс пройдут региональные управления и ведомства. Так что сегодняшняя перетряска – это как раз где-то на полгода. А там уже электоральные кампании… Скучать никто не будет», – резюмирует эксперт.
Напомним, пять новых министерств появилось в Казахстане в результате реорганизации, объявленной президентом страны Нурсултаном Назарбаевым. В новую структуру правительства вошли 12 министров и порядка 30 комитетов. Новые ведомства созданы вместо 17 министерств, 9 агентств, 54 комитетов, 272 департаментов.
Ирина Ярунина