«Жезказган-Эйр»: Никаких рекомендаций от КГА по вступлению в IATA не получали
В АО АК «Жезказган-эйр» поддерживают позицию другого казахстанского перевозчика Bek Air в вопросе обязательного прохождения некоторыми отечественными авиакомпаниями аудита по стандартам IOSA. Как сообщил Today.kz генеральный директор предприятия Нурлан Чигитаев, уведомление о приостановке полетов от Комитета гражданской авиации МИР РК они не получали. Также не было никаких рекомендаций по вступлению в члены общественной организации IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта, осуществляет аудит по стандартам IOSA).
Как говорилось в заявлении КГА, всем компаниям, попавшим в черный список, а это Bek Air, «Жезказган Эйр» и «Жетісу», направлялись уведомительные письма о необходимости получения международного сертификата безопасности полетов IOSA.
По словам Чигитаева, для авиакомпаний, осуществляющих внутренние перевозки, сертификация по IOSA не требуется. В компании также уточнили, что получили сертификат эксплуатанта от КГА в августе прошлого года.
"«Жезказган-Эйр» выполняет регулярные авиарейсы по маршруту Жезказган-Караганды-Жезказган. Согласно приказа и. о. министра по инвестициям и развитию РК «Об утверждении правил допуска авиакомпаний к выполнению регулярных внутренних коммерческих воздушных перевозок» от 27 марта 2015 года за №352, для выполнения местных (внутриобластных) регулярных авиарейсов сертификация по стандартам IOSA не требуется. Это подтвердил в устном обращении заместитель председателя КГА Талгат Ластаев. В августе 2015 года наша авиакомпания прошла очередную сертификационную проверку авиационными властями РК. По результатам проверки нам выдан сертификат эксплуатанта, что подтверждает требуемый уровень безопасности полетов в РК», - сообщил Нурлан Чигитаев.
Кроме того, глава авиакомпании отметил, что «принудительное» членство в IATA неминуемо повлечет к удорожанию перелетов, что повлияет на цену билетов.
«Членство в общественной организации IATA - дело добровольное. Согласно Конституции РК, никто не имеет права принуждать и требовать вступления в общественные организации и соблюдения их устава. Членство в IATA - это дополнительные расходы на сертификацию, на членские взносы, что повлечет за собой удорожание авиаперевозок. Установленные требования прохождения аудита IOSA существенно ограничат развитие конкуренции в сфере воздушных перевозок внутри Казахстана», - отметил Чигитаев, говоря о последствиях решения КГА для участников рынка воздушных перевозок РК.
Гендиректор «Жезказган-Эйр» назвал «зависимостью» от общественной организации IATA решение КГА об обязательном прохождении казахстанскими авиакомпаниями аудита по стандартам IOSA.
«Нам непонятно, по каким причинам государственные авиационные власти Казахстана оказались в зависимости от общественной организации IATA. Требовать прохождения аудита IATA от тех, кто не является членом этой организации, все равно что требовать от беспартийного соблюдать устав партии и платить членские взносы. Позицию руководства Bek Air в этом вопросе поддерживаю», - заключил Чигитаев.
В компании Bek Air подтвердили, что также продолжат полеты на законных основаниях, свою правоту в спорной ситуации намерены отстаивать в судебном порядке. Кроме того, неоднозначную оценку данное требование КГА вызвало и в профессиональном сообществе, в частности, в Ассоциации авиаперевозчиков РК высказали опасения о прекращении работы региональных авиакомпаний, а единственная казахстанская женщина-пилот Тоты Амирова, выражая личное мнение, заявила, что аудит не может носить обязательный характер.
Между тем законность принятых квалификационных требований КГА станет предметом обсуждения на совместном заседании всех заинтересованных сторон на площадке Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». В заявлении секретариата Палаты говорилось, что на территории Казахстана, как и на территории любой другой страны, рекомендации общественной организации необязательны.
«Наши же госорганы ввели эти правила как обязательные условия для выполнения регулярных внутренних рейсов. До этого документа должен был другой документ родиться: о том, что сертификат IOSA распространяется на территории РК. Если бы был такой документ, никто бы не возражал против новых правил», - пояснил секретарь Секретариата логистики и перевозок НПП «Атамекен» Канат Мукушев.
Напомним, ранее в Комитете гражданской авиации сообщили, что три авиакомпании в Казахстане могут приостановить полеты по причине отсутствия сертификатов IOSA. По данным ведомства, в настоящее время из шести авиакомпаний, выполняющих внутренние регулярные рейсы в Казахстане, данный сертификат имеют Air Astana и SCAT. Первая компания прошла уже четыре аудита, вторая - получила документ в ноябре 2015 года. У QazaqAir два года льготного периода для сертификации по IOSA.