Казахстан на пороге газовой независимости

Казахстан на пороге газовой независимости

 

Страна в этом году переходит на самообеспечение газом. Об этом в ходе брифинга 15 января сообщил министр энергетики Владимир Школьник. Также, по его словам, сейчас Казахстан ставит перед собой задачу наращивания объемов экспорта местного газа в зарубежные страны. Вместе с тем эксперты считают такие заявления преждевременными, пока, например, полностью не решен вопрос с газификацией Астаны и существует зависимость от поставок в республику узбекского газа.

Министерство энергетики совместно с компанией «Казтрансгаз» проработало вопросы, связанные с финансированием дальнейшего процесса газификации страны, учитывая нынешнюю ситуацию с бюджетом. В период с 2016 по 2018 год на эти цели будет выделено 10 млрд тенге. Кроме того, принято решение инвестировать дополнительно 93 млрд тенге с целью газификации и модернизации газораспределительных сетей в Алматинской, Южно-Казахстанской, Жамбылской, Кызылординской и Мангистауской областях. В целом до 2019 года будут газифицированы около 14 населенных пунктов, сообщил Владимир Школьник.

Также, по его словам, из государственного бюджета в 2016-2018 годы будут выделены средства на газификацию еще 66 населенных пунктов. Таким образом, около 160 тыс. граждан получат в свои квартиры и дома природный газ. Всего же до 2018 года «голубое топливо» получат еще примерно 270 тыс. человек. В связи с этим правительство утвердило специальный генеральный план по стране. Также стало известно, что в 2015 году в РК было добыто 45 млрд кубометров газа, что на 5% больше показателя 2014 года. В настоящее время 9 регионов Казахстана обеспечены природным газом, в среднем уровень газификации страны составляет 42%.

«Мы собираемся к 2030 году на нужды нашего населения и промышленности направить не 12 млрд, как это сделано сегодня, а 18 млрд кубических метров газа. Этот план выполняется сейчас», - рассказал Владимир Школьник.

Ранее вице-министр энергетики РК Магзум Мирзагалиев сообщил, что за последние 10 лет в Казахстане было реализовано порядка 130 проектов, в результате которых более 7 млн граждан обеспечены газом. Реализация программы позволит увеличить уровень газификации с нынешних 7 млн до 10 млн абонентов к 2030 году, а также обеспечить газоснабжением более 1600 населенных пунктов.

 

Выйти на самообеспечение

 

«Литер» попросил экспертов оценить планы правительства по обеспечению республики газовой независимости и то, насколько реально, что в будущем Казахстан станет экспортером газа и сможет конкурировать на этом рынке с другими игроками из Центральной Азии - Узбекистаном и Туркменистаном, а также возможно ли участие РК в Транскаспийском маршруте доставки газа.

Нефтегазовый аналитик Олжас Байдильдинов заметил, что газовая отрасль играет важную роль в энергобалансе страны, при этом имеет очень много важных особенностей. Утвержденные извлекаемые запасы газа в РК составляют 3,9 трлн куб. м, из которых две трети - это попутный газ, и только 1,3 трлн куб. м - природный газ, заметил он. При этом, по оценке British Petroleum, доказанные запасы топлива составляют 1,3 трлн. куб. м., а это 22-е место в мире. То есть непосредственно природного газа в стране не так много, особенностью казахстанских углеводородных месторождений является то, что они больше нефтяные, чем газовые. В основном там добывают нефть, а газ - «в довесок». Поэтому около 40% добываемого топлива сразу же закачивают в пласт для поддержания давления и увеличения добычи нефти, 3-4% добываемого газа недропользователи используют для собственных нужд - производства электроэнергии, подогрева нефти и еще около 2-3% просто сжигается в факелах, за что недропользователей систематически штрафуют на миллиарды тенге, подчеркнул эксперт.

«Из всего объема добываемого газа лишь около 55% является непосредственно товарным газом, который поставляется на внутренний рынок и на экспорт. Следует также учитывать, что почти 90% запасов природного газа сосредоточено на крупных углеводородных месторождениях: Карачаганак, Тенгиз, Кашаган, Королевское, Жанажол, Имашевское, а дальнейшая добыча нефти на этих месторождениях в будущем будет требовать все больших затрат и все большей закачки газа для поддержания пластового давления. Однако Министерству энергетики удалось стратегически рассчитать долгосрочный план: согласно концепции развития газового сектора, утвержденной в конце 2014 года, республика сможет обеспечивать собственные потребности и необходимый объем экспорта до 2050 года, при различных сценариях добыча возрастет до 66 или 86 млрд куб. м в год, хотя ранее министерством были озвучены прогнозы, что страна может столкнуться с дефицитом «голубого топлива» к 2024-2025 году из-за роста потребления и снижения производства товарного газа. То есть, несмотря на динамичное развитие газовой отрасли, газифицировать все регионы РК вряд ли когда-нибудь удастся, как и обеспечить 100%-ную газификацию уже подключенных к газовой магистрали областей. В том числе и вследствие отсутствия трубопроводной инфраструктуры с запада Казахстана в северные регионы», - сказал Олжас Байдильдинов.

Директор аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев заметил, что Казахстан имеет вполне достаточные запасы газа для того, чтобы выйти на самообеспечение. Более того, в условиях глобального экономического кризиса и растущих проблем с безопасностью соседей по Центрально-Азиатскому региону обеспечивать себя самому всем, чем только можно, это означает увеличивать экономическую безопасность страны. Вопросы газификации тоже решаемы - это проблемы прежде всего организации данной работы, считает эксперт, к тому же они назрели, заметил он.

«В принципе, запасы газа в Казахстане позволяют и экспортировать его. Пока наиболее интересный потенциальный покупатель - это Китай, и газотранспортная инфраструктура для этого уже, по сути, есть. Что касается экспорта по другим направлениям, то, скажем, ТАПИ - это пока очень маловероятно с учетом растущих рисков безопасности в Афганистане, в том числе и на границе с Туркменией. Транскаспийские маршруты в Европу - это тоже пока маловероятно: ни Россия, ни Иран с этим не согласятся. Теоретически «Газпром» мог бы с учетом имеющейся газотранспортной инфраструктуры закупать газ для реэкспорта в Европу, но с финансовой точки зрения непонятно, зачем это и Казахстану и «Газпрому», - подчеркнул Андрей Казанцев.

 

Без полного доступа

 

Депутат нижней палаты мажилиса Парламента Айкын Конуров заметил, что следует разграничить самообеспеченность газом внутреннего рынка и его полное покрытие. Самообеспеченность, о которой говорит Минэнерго, предусматривает, что нынешние внутренние нужды можно покрывать за счет собственных источников газа, отказавшись от импорта. Именно на это был направлен проект газопровода, соединяющего западные регионы, где находится основная газодобыча, с южными регионами, на которые приходится основное потребление. Речь идет о проекте Бейнеу-Бозой-Шымкент, когда он будет полностью реализован (а ожидаются сроки в 2017 году), то можно говорить о переходе на самообеспеченность страны газом. Но это означает лишь отказ от импорта. А что касается полного покрытия рынка, то оно достижимо только при наличии необходимой инфраструктуры, убежден политик.

«Нынешняя система газопроводов позволяет обеспечивать «голубым топливом» только 42% населения. Даже в тех областях, которые считаются газифицированными, далеко не все населенные пункты имеют доступ к топливу. А ряд северных и центральных регионов, включая столицу, в целом не газифицированы. Для этого требуется строительство и магистральных, и распределительных газопроводов. Это очень большая и затратная работа, которая в обозримом будущем завершена не будет. К 2030 году планируется газифицировать только 56% населения. Если говорить об экспорте газа, то он уже ведется. Его объемы опять-таки зависят от инфраструктуры. Сейчас ключевым рыноком для нас может стать Китай, но здесь вряд ли стоит говорить о какой-то «гонке». Китайская сторона сама в этом заинтересована и является совладельцем газопровода Казахстан-Китай. Сейчас с его помощью ведется транзит туркменского и узбекского газа, но после его расширения может экспортироваться и казахстанский газ. Таким образом, Казахстан действительно может отказаться от импорта газа и увеличить его экспорт. В то же время значительная часть населения республики все еще будет оставаться без доступа к природному газу», - отметил Айкын Конуров.

 

Роль газа будет возрастать

 

Директор Института системных исследований казахстанского общества, экономист Тохтар Есиркепов подчеркнул, что, по прогнозам экспертов, к 2040 году глобальные мировые потребности в газе увеличатся на 32%, почти до 5 трлн кубических метров. В 2014 году эта цифра составила 3,7 трлн кубометров. Это открывает большие возможности основным поставщикам мирового рынка для наращивания производства и экспорта газа и одновременно представляет серьезный вызов, потому что понадобится кардинально ускорить освоение новых месторождений, модернизировать перерабатывающие мощности, расширить газотранспортную инфраструктуру, ввести в строй дополнительные трубопроводы и наладить разветвленные маршруты поставок СПГ. Казахстан не относится к числу таких государств. Для него основной задачей по отрасли является удовлетворение собственных потребностей, однако это не означает, что республика не должна выйти со своим газом на мировой рынок, считает эксперт.

«В настоящее время на мировом рынке газа предложение значительно превышает спрос. Нельзя также не учитывать тот факт, что наши соседи в лице России, Туркменистана и Узбекистана выступают крупными поставщиками газа на региональном газовом рынке. Основными иностранными потребителями казахстанского газа являются российские потребители. В то же время его значительную часть российские посредники поставляют на рынки других стран. При этом основную часть доходов получают компании РФ. Одной из причин такого явления является монопольное положение российских газовых трубопроводов, по которым идет казахстанский газ. Здесь нельзя не сказать о том, что до последнего времени у РК не было единой газотранспортной системы, объединяющей все газопроводы в единую систему. Только недавно удалось решить эту историческую задачу. Вместе с тем пока вызывает ряд вопросов процедура закупа товарного газа для обеспечения внутренних потребностей республики. В настоящее время национальный оператор в рамках преимущественного права, предоставленного со стороны государства, производит закуп всего объема газа у недропользователей для реализации потребителям на внутреннем рынке и продаже на экспорт. При этом производство товарного и сырого газа превышает потребности внутреннего рынка. Однако цена закупа газа национальным оператором у недропользователей является низкой, и те, в свою очередь, лишены возможности самостоятельно экспортировать излишний объем газа. Вместе с тем продолжается масштабная модернизация газораспределительных сетей, например, в Жамбылской области. С начала реализации проекта в городе Таразе проложено 636 км новых газопроводов. Запланированный до 2019 года план идет с опережением графика. В решении задач газообеспечения страны особую роль играет и строительство крупнейшего газопровода Бейнеу-Бозой-Шымкент, одними из тех, кто стал получать газ в результате его строительства, стали жители Байдибекского района Южно-Казахстанской области. Здесь в ноябре прошлого года была запущена автоматизированная газораспределительная станция «Шалдар». Станция может обеспечить газом не только 55 тыс. человек, проживающих в 52 населенных пунктах Байдибекского района, но и более 50 тыс. населения соседнего, Сузакского района», - заметил Тохтар Есиркепов.

 

Свободных объемов пока не хватает

 

Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов считает, что для масштабного развития экспорта казахстанского газа нужно более точно оценить запасы и затраты на освоение месторождений. Международные геологические организации оценивают сейчас запасы природного газа Казахстана в 1,5 трлн куб. м, или 0,8% от общемировых. Это немного больше, чем в Узбекистане - 1,1 трлн куб. м. Министерство нефти и газа Казахстана учитывает нефтяной попутный газ и оценивает запасы в 3,9 трлн куб. м. Если удастся производить из него товарный газ, то планы наращивания экспорта будут вполне осуществимы, убежден аналитик.

Олжас Байдильдинов заметил, что газ не всегда будет таким дешевым, как сейчас: по нормам ВТО и ЕАЭС Казахстан должен перейти на равнодоходные цены на внутреннем рынке, то есть цены на газ в РК будут определяться по формуле «экспортная цена минус налоги и транспортный тариф». В итоге внутренние цены на газ в Казахстане должны подрасти до уровня экспортных цен за вычетом около 25-35%. Естественно, с учетом текущего курса реальное повышение цен может быть выше, сказал он.

«Обеспечение страны собственным газом, конечно, не нужно принимать дословно, ведь южные регионы так или иначе получают узбекский газ по своп-схемам с «Газпромом». То есть мы отдаем газ, добываемый на западе, а взамен получаем газ из Узбекистана на юге. При этом новая ветка «С» и две уже введенные в строй ветки газопровода Казахстан-Китай действительно позволяют физически поставлять газ в наши южные регионы, но существует вопрос о необходимых объемах газа, ведь все свободные объемы уже законтрактованы, а о вводе в строй новых добывающих мощностей в ближайшее время ничего неизвестно», - заключил Олжас Байдильдинов. Тем не менее задачи отрасли министром уже четко заявлены, так что вполне возможно, что эксперты просто имеют меньше информации, чем Минэнерго.

 

Ануар Асхатов

Следите за новостями zakon.kz в: