Законопроект «Об арбитраже» представлен в Сенате
На пленарном заседании Сената Парламента РК министр юстиции Берик Имашев представил на обсуждение проекта закона «Об арбитраже» и сопутствующий законопроект, сообщает Zakon.kz.
По его словам, законопроект реализует поручение Главы государства о том, что «для эффективной инвестиционной деятельности необходимо полноценное развитие арбитража. Следует рассмотреть возможность принятия комплекса мер по развитию отечественного арбитража, работающего по общепринятым международным стандартам».
Разработка законопроекта направлена на консолидацию двух специальных законов в целях обеспечения единого подхода в правовом регулировании деятельности арбитража и третейского суда.
В этой связи предложено поставить на утрату законы «О третейских судах» и «О международном арбитраже».
Законопроект также предусматривает приведение норм законодательства в сфере деятельности арбитража в соответствие с Типовым законом ЮНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже» 1985 года,
Нью-Йоркской Конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года, Европейской Конвенцией о внешнеторговом арбитраже 1961 года.
Законопроектом уравнены положения арбитражей и третейских судов путем снятия ограничений для последних.
Так, к подведомственности арбитража отнесены все частноправовые споры между физическими и (или) юридическими лицами, независимо от наличия в споре международного элемента.
Исключение составляют споры:
- по которым затрагиваются интересы несовершеннолетних лиц, лиц, признанных в порядке, установленном законом, недееспособными или ограниченно дееспособными;
- возникающие из личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными;
- о реабилитации и банкротстве;
- между субъектами естественных монополий и их потребителями;
- между государственными органами, субъектами квазигосударственного сектора.
При этом споры между резидентами РК с одной стороны, и государственными органами, субъектами квазигосударственного сектора - с другой, могут рассматриваться арбитражем только при наличии согласия уполномоченного органа соответствующей отрасли (в отношении республиканского имущества) или местного исполнительного органа (в отношении коммунального имущества).
Законопроектом также предусмотрены следующие новые подходы в регламентировании деятельности арбитражей:
1) закреплен принцип автономности арбитражного соглашения;
2) расширено действие принципа конфиденциальности;
3) установлен запрет на образование арбитражей государственными органами, субъектами квазигосударственного сектора, естественных монополий и субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке товаров и услуг, их дочерними и зависимыми организациями, а также банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, что исключает факторы коррупционных правонарушений и внешнее влияние на принятие арбитражных решений;
4) повышены квалификационные требования, предъявляемые к арбитрам;
5) предусмотрена регламентация диспозитивности процедурных вопросов арбитражного разбирательства;
6) предоставлена возможность сторонам по урегулированию спора, рассматриваемого в ходе арбитражного разбирательства, в порядке медиации;
7) закреплены основания отмены, пересмотра арбитражного решения по вновь открывшимся обстоятельствам;
8) исключен принцип законности как основание для отмены решения третейского суда, так как компетентный суд не является вышестоящей инстанцией для арбитража, и не вправе заново рассматривать дело по существу или проверять арбитражные решения с точки зрения законности.
Одним из важных нововведений законопроекта является создание и функционирование Арбитражной палаты Казахстана.
Данная палата позволит обеспечить благоприятные условия для реализации, стимулирования и поддержки деятельности арбитров, окажет содействие в их продвижении на национальном и международном уровне.
Сопутствующий законопроект разработан в целях приведения в соответствие норм отдельных законодательных актов Республики, содержащих нормы о деятельности международных арбитражей и третейских судов, с положениями проекта закона «Об арбитраже».
Законопроектом вносятся изменения и дополнения в 6 кодексов и 17 законов.
Поправки предусматривают: пересмотр в законодательных актах соответствующих норм, предусматривающих отсылку к законам, которые утратят силу с принятием законопроекта «Об арбитраже»;
использование собирательного термина «арбитраж» для обозначения всех разновидностей арбитража, разрешающего частноправовые споры;
предоставление возможности адвокатам осуществлять деятельность в качестве арбитров.
«В целом, заложенные в законопроектах меры направлены на придание нового импульса арбитражной деятельности в республике, максимальное обеспечение ее соответствия требованиям международных стандартов в данной сфере, что в итоге позволит повысить эффективность защиты прав участников имущественных споров», - резюмировал Б.Имашев.