Обратная сила нормативного правового акта при рассмотрении дел о признании недобросовестным участником государственных закупок

Обратная сила нормативного правового акта при рассмотрении дел о признании недобросовестным участником государственных закупок

 

Истец АО «А» обратился в суд с иском к ТОО «Б» о признании недобросовестным участником государственных закупок, мотивируя свои требования тем, что в декабре 2015г. ТОО подало заявку на участие в государственных закупках товара. После окончания приема заявок выявлен факт предоставления недостоверных сведений, в связи с чем, потенциальный поставщик признан не соответствующим квалификационным требованиям и не допущен к участию в конкурсе.

Согласно п.п.1) п.4 ст. 11 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках», действующего на момент признания поставщика не соответствующим квалификационным требованиям, реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень: 1) потенциальных поставщиков, представивших недостоверную информацию по квалификационным требованиям.

Согласно п.1 ст. 11 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» от 4 декабря 2015г. (далее Закон) потенциальные поставщики, предоставившие недостоверную информацию, позволившую им стать победителем конкурса (аукциона), по результатам которой с ними заключен договор о государственных закупках, включаются в реестр недобросовестных участников государственных закупок в порядке, установленном настоящим Законом.

Таким образом, новым Законом установлено, что в реестр недобросовестных участников государственных закупок включаются потенциальный поставщик, предоставивший недостоверную информацию, и который, благодаря этим недостоверным сведениям, стал победителем конкурса (аукциона) и с ним заключен договор о государственных закупках.

В силу Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах», действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие. Исключения из этого правила представляют случаи, когда обратная сила нормативного правового акта или его части предусмотрена им самим или актом о введении в действие нормативного правового акта, а также, когда последний устраняет или смягчает ответственность за правонарушение, предусмотренную ранее.

В данном случае, ТОО «Б» победителем конкурса не признано, следовательно, с ним не заключен договор о государственных закупках. Ввиду того, что Закон устранил ответственность за предоставление недостоверной ответственности на конкурс (аукцион) таким лицом, то суд применил обратную силу Закона и отказал в удовлетворении иска АО «А».

 Аналогично отказано в удовлетворении требований ГУ «С» о признании недобросовестным участником государственных закупок АО «И» по следящим основаниям.

 Между сторонами 15 мая 2014 года заключен договор, согласно которому ответчик обязался оказать услуги по капитальному ремонту боевой техники в срок до 30 ноября 2014 года и 30 ноября 2015г., а истец принять результат работ и оплатить стоимость. Ответчик работы, предусмотренные на 2015 год не выполнил.

В силу ст.1 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» от 4 декабря 2015 года настоящий Закон применяется к отношениям, связанным с приобретением товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения функционирования, а также выполнения государственных функций либо уставной деятельности заказчика, за исключением: товаров (продукции), работ и услуг военного и двойного назначения (применения), входящих в состав государственного оборонного заказа.

Поскольку АО «И» не выполнило объем работ, обусловленный договором на 2015 год, доказательств уважительности причин нарушения обязательств не представлено, иск заявлен своевременно, то в соответствии с Законом «О государственных закупках» от 21 июля 2007г., подлежит признанию недобросовестным участником государственных закупок. Однако, в соответствии с Законом «О государственных закупках» от 4 декабря 2015г. закупки товаров (продукции), работ и услуг военного и двойного назначения (применения), входящих в состав государственного оборонного заказа указанный Закон не применяется.

Суд применил обратную силу Закона, так как на момент рассмотрения иска в суде заключение и исполнение договоров о закупе товаров (продукции), работ и услуг военного и двойного назначения (применения), входящих в состав государственного оборонного заказа, законодательством о государственных закупках не регулируется.

 

Судья СМЭС г.Астаны Нусупова Ш.М.

Следите за новостями zakon.kz в: