Общественное объединение "Эхо" предоставило отчет по наблюдению за выборами депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики Казахстан – 2016, сообщает Zakon.kz.
Наблюдение за выборами депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики Казахстан в день голосования 20 марта 2016 года проводилось по всей территории Республики. Всего в организацию и проведение наблюдения за выборами в день голосования было вовлечено 26 организаций. В день голосования работали 84 мобильных наблюдателя в областных центрах, Астане, Алматы, а также в 10 малых городах республики. Наблюдатели посетили более 800 участков.
Мониторинг охватил сам ход голосования, подведение итогов на участках, процесс передачи протоколов в вышестоящие избирательные комиссии. Технологически наблюдение осуществлялось как через непосредственное присутствие наблюдателей на участках, так и через оперативную работу мобильных групп.
Основная цель наблюдения – дать независимую оценку избирательному процессу, и, по ее итогам, предоставить обоснованные рекомендации для изменения выборного законодательства РК. Наблюдение осуществлено при поддержке «Европейского фонда за демократию».
20 марта 2016 года в 6 часов утра наблюдатели ОО «Эхо» приступили к своей работе. По итогам наблюдения в день выборов выявлено несколько типов нарушений и сделаны следующие заключения.
1. Соблюдение прав избирателей
По сравнению с выборами депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики Казахстан 2012 года наблюдатели отмечают повышение уровня политической активности населения.
Информирование избирателей о дате, времени и месте голосования производилось силами избирательных комиссий и акиматов. Тем не менее, известно о случаях неполучения избирателями приглашений с данными о месте и времени голосования. Фактов недопущения к голосованию без предусмотренных в законе причин не наблюдалось. Факты нарушения тайны голосования являются единичными. Зафиксированы случаи группового организованного голосования военнослужащих и случаи, когда от избирателей требовали обязательного участия в голосовании.
2. Соблюдение прав местных и международных наблюдателей, доверенных лиц кандидатов и политических партий, а также представителей СМИ
Выборы депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики Казахстан прошли под пристальным вниманием местных и международных наблюдателей. Институт наблюдения за выборным процессом является наиболее действенным инструментом в борьбе с фальсификациями выборов и манипулированием голосами избирателей, следовательно, повышение статуса наблюдателя становится одним из главных условий демократизации выборного процесса, способствуя усилению его прозрачности.
Наблюдатели ОО «Эхо» столкнулись с некоторыми случаями нарушениями своих прав, в основном это касалось нахождения столов наблюдателей далеко от урн и кабин для голосования. Необходимо отметить, что приведенные нарушения были единичными, и возникали, скорее, вследствие недостаточной подготовки председателей и членов избирательных комиссий, нежели по злому умыслу.
3. Составление списков избирателей
В соответствии с нормами законодательства о выборах РК, голосование в республике проводится по основным и дополнительным спискам (в случае отсутствия данных избирателя в основном списке). Также закреплена возможность проголосовать досрочно и по открепительным талонам. Накануне голосования каждый избиратель имел возможность проверить свои данные в списках и обжаловать невключение или неправильное включение в списки. Кроме того, кандидатам предоставляется возможность проверить правильность составления списков избирателей. Тем не менее, ко дню голосования списки избирателей содержали неточности, снижающие их качество.
4. Бюллетени и открепительные талоны
В соответствии со статьями 12, 24 и 37 Конституционного закона Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года "О выборах в Республике Казахстан" ЦИК РК установила, что, согласно представленным в избирательные комиссии сведениям об избирателях, по состоянию на 1 января 2016 года количество избирательных бюллетеней, подлежащих изготовлению и доставке на избирательные участки, составляет 9 889 075 штук по внеочередным выборам депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан и 18 321 969 штук по очередным выборам депутатов маслихатов Республики Казахстан. Избирательные бюллетени содержат равнозначную информацию на казахском и русском языках, отпечатаны типографским способом с достаточной степенью защиты. Фон светлый, шрифт крупный, легко читаемый. Бюллетень не содержит инструкцию-напоминание о правилах его заполнения иперечень случаев, в которых бюллетень будет признан недействительным.
Центральная избирательная комиссия РК постановила отмену выдачи открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов Мажилиса и маслихатов РК в пределах одного населенного пункта. Таким образом, открепительное удостоверение не выдавалось тем избирателям, которые желали участвовать в голосовании в другом избирательном округе или на другом избирательном участке в пределах одного населенного пункта.
5. Оснащение избирательных участков
В целом, оснащение участков для голосования соответствует требованиям, предъявляемым Закон о выборах в РК. Все участки, посещенные наблюдателями, располагали прозрачными урнами, в том числе переносными, и кабинами для тайного голосования. Информация о кандидатах, размещенная на участках, выполнена в едином формате. Нет свидетельств о том, что какие-либо избирательные участки не располагали информационными стендами со сведениями о кандидатах. В ряде случаев на участках отсутствовали увеличенная копия протокола об итогах голосования и образцы заполнения бюллетеней.
6. Присутствие на участках посторонних лиц, вмешательство в деятельность избирательных комиссий
Случаи присутствия посторонних лиц на участках получили распространение в некоторых регионах страны.
7. Процедурные вопросы, связанные с голосованием и подсчетом голосов
Согласно действующему законодательству, избирательные участки были открыты в 6.00. В 7.00, после проведения необходимых процедур, начался процесс голосования. В целом, голосование прошло в соответствии с действующим законодательством. В ряде случаев были допущены некоторые процедурные упущения, такими как: проведение жеребьевки по определению обязанностей членов УИК не в день голосования, а накануне.
Тем не менее, наблюдатели напоминают, что соблюдение процедур голосования нацелено на избежание фальсификаций результатов выборов.
К более серьезным нарушениям относятся:
- выдача бюллетеней по документам, не зафиксированным в законодательстве, таких, как: водительские удостоверения и копии удостоверений личности;
- внесение избирателей в дополнительные списки по каким-либо документам;
- оставление участка большинством членов комиссии для торжественного открытия дня голосования.
Члены комиссии ездили по домам ветеранов, пожилых людей без предварительной заявки, основываясь на данных, присланных социальными и коммунальными службами. Наблюдатели не считают это нарушение поводом для того, чтобы объявлять голосование на дому недействительным.
Наблюдатели отмечают хорошую организацию избирательными комиссиями процедуры подсчета голосов. Практически на всех участках, где проводилось наблюдение, подсчет голосов проводился достаточно прозрачно, что позволяет исключить возможность фальсификации итогов выборов в процессе подсчета. Тем не менее, имеется ряд существенных недостатков процедурного характера, а также примеры использования двойных стандартов при определении действительности бюллетеней. Среди единичных выявленных случаев нарушений законодательства при подсчете голосов имеются следующие:
- Не соблюдалась процедура, предшествующая непосредственному подсчету голосов: не были подсчитаны данные по списку избирателей, подтверждающие при отсутствии нарушений количество бюллетеней в урнах.
- Бюллетени, в которых явно определялось волеизъявление избирателя, но вместо галочки был поставлен иной знак, признавались действительными в случае голосования за определенного кандидата и недействительными в случае голосования за других.
Одновременное проведение выборов депутатов Мажилиса и депутатов маслихатов существенно усложнило процедуру подсчета голосов. Наблюдатели отмечают, что подобные нарушения имели единичный характер и стали скорее исключением, нежели правилом.
8. Действия членов избирательной комиссии
Наблюдатели отмечают лояльное и доброжелательное отношение членов избирательных комиссий. Несмотря на некоторые недостатки, подавляющее большинство членов комиссий ответственно исполняли свои обязанности в соответствии с законодательством республики о выборах. Тем не менее, наблюдение за работой избирательных комиссий позволяет говорить о некоторых проблемах, связанных с профессиональной грамотностью и обучением членов комиссий, что может быть обусловлено большим числом вновь избранных членов.
Юридическая неосведомленность многих членов избирательных комиссий и их неподготовленность к организации выборов выразились в единичных фактах нарушения прав наблюдателей, уполномоченных представителей, доверенных лиц кандидатов и представителей средств массовой информации. Распространенными недостатками в деятельности комиссий стали непонимание членами комиссий норм выборного законодательства, слабое знание процедуры проведения выборов, составления, подписания и передачи необходимой документации, а также отсутствие подлинно коллегиального принятия решений, связанных с подготовкой и проведением выборов.
В целом, несмотря на перечисленные недостатки в деятельности, посещение наблюдателями множества комиссий, общение как с их председателями и членами, так и с наблюдателями и журналистами оставило устойчивое ощущение, что члены комиссий стремились максимально добросовестно выполнять свою работу, устраняли нарушения, насколько это позволяли их знания и профессионализм. Благодаря взаимодействию наблюдателей и членов избиркомов на многих участках были предупреждены многие нарушения процедурного характера, исключены факты т.н. «семейного» голосования, нивелирована степень влияния на избирательный процесс местных исполнительных органов и многое другое. Более чем на 70% участков члены избирательных комиссий после замечаний наблюдателей устраняли недочеты в своей работе. ОО «Эхо» считает необходимым отметить тот факт, что подавляющее большинство избиркомов отнеслись к миссии наблюдателей с пониманием и уважением. Осознание членами комиссий собственной значимости и важности своей работы являются базовыми проблемами, решению которых должно быть уделено максимальное внимание государственных структур, ответственных за выборы, а также общественных организаций, специализирующихся на построении правового и демократического общества.
Выводы
1. Нарушений избирательного законодательства, которые могли бы повлиять на результаты выборов, в ходе наблюдения не зафиксировано. Таким образом, ОО «Эхо» заявляет, что власти Казахстана обеспечили реализацию избирательных прав гражданами страны.
2. Внеочередные выборы депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан соответствовали избирательному законодательству страны. Анализ результатов выборов в законодательный орган страны 2012 и 2016 года показывает положительную динамику совершенствования нормативно-правовой базы, процедуры и организации выборных мероприятий. Также необходимо отметить, что имеются возможности для улучшения избирательного процесса. Наблюдатели отмечают прогресс в части технического обеспечения выборов и подготовки членов избирательных комиссий. Эти положительные моменты позволяют надеяться на будущий прогресс в развитии избирательных процессов в Республике Казахстан.
«Эхо» является некоммерческой непартийной организацией. Деятельность организации направлена на повышение активности граждан Казахстана в сфере управления делами государства. С 1999 года организация участвует в наблюдении за выборами всех уровней в Казахстане.
Фото lada.kz