КМГ решил проблемы финансирования газопровода Бейнеу-Бозой- Шымкент за счет увеличения тарифа
«Мы имели существенную задержку по финансированию. Она была связана с тарифом «Бейнеу-Бозой», поскольку заем валютный, а тариф тенговый. Когда курс скаканул, понятно, проект стал неокупаемым. И понятно, банки, которые должны были предоставить следующий объем финансирования, приостановили свои ранее принятые решения. Эта работа по повышению тарифов по Бейнеу-Бозой была проведена. Это тоже было непросто. Понятно, работали с комитетом по регулированию естественных монополий, с правительством, и мы в начале февраля подписали следующий транш по займу китайских банков по Бейнеу-Бозой» - так прокомментировал сложившуюся на сегодня ситуацию со строительство газопровода Бейнеу-Бозой-Шымкент глава КМГ Сауат Мынбаев.
Напомним, что изначально предполагалось полное окончание реализации проекта в 2015 года и выход газопровода на мощность 10 млрд куб.м. в год. «На первом этапе газ, транспортируемый по новой магистрали, предназначен для внутреннего потребления. Будут газифицированы более 500 населенных пунктов, расположенных вдоль газопровода. Полное завершение строительства и ввод в эксплуатацию объектов газопровода по второму этапу с достижением проектной мощности в 10 миллиардов кубометров в год планируется в 2015 году», - заявляла в момент пуска газопровода в 2013 году пресс-служба КТГ.
«Строительство газопровода позволит решить целый ряд задач государственного масштаба: это и подача казахстанского газа на юг республики, и объединение магистральных газопроводов Казахстана в единую газотранспортную систему, и, наконец, возможность экспорта казахстанского газа на рынок Китайской Народной Республики», - комментировал бывший на тот момент генеральным директором АО «КазТрансГаз» Серик Султангали. Напомним, что проект осуществляется совместно Казахстаном и Китаем, согласно заключенному между правительствами двух стран соглашению о строительстве магистрального газопровода «Казахстан - Китай», а также договоренностям между Национальной Компанией «КазМунайГаз» и Китайской национальной нефтяной корпорацией (CNPC). В декабре 2010 года было создано ТОО «Газопровод «Бейнеу-Шымкент», которое занялось разработкой проекта и строительством. Это совместное предприятие, созданное на равнодолевой основе компанией «КазТрансГаз», с казахстанской стороны, и Trans-Asia Gas Pipeline Company Limited, со стороны китайских партнеров.
Финансирование проекта осуществляется за счет уставного капитала в размере одного миллиарда долларов (по 500 миллионов долларов от каждого из партнеров) и заемного финансирования на сумму до трех миллиардов долларов.
Газопровод проходит по территории Мангистауской, Актюбинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской областей. Общая протяженность газопровода составляет 1477 километра. В рамках проекта предусмотрены две компрессорные станции в поселках «Бозой» и «Караозек».
Завершение строительства линейной части участка газопровода «Бозой - Шымкент» протяженностью 1143 километра, позволило транспортировать газ в объеме до 2,5 миллиардов кубометров в год. После ввода в эксплуатацию основной компрессорной станции «Бозой» мощность газопровода составит до 6 миллиардов кубометров в год.
«Эти деньги в основном предназначены на завершение строительства компрессорной станции Бозой. С завершением этой компрессорной станции осенью этого года мы надеемся, появляется возможность одновременной приемки в Бозой-Шымкент газа из трубы Бухара-Урал и с САЦа. То есть это такая специальная мощная компрессорная станция, которая позволяет из двух направлений одновременно принимать и загружать газ в трубу по направлению Бозой-Шымкент», - пояснил ситуацию на данный момент Сауат Мынбаев. По его словам, «поскольку мы в ноябре прошлого года закончили линейную часть, это позволило уже этой осенью весь юг страны обеспечить за счет западноказахстанского газа, в том числе который мы частично получаем из Российской Федерации. Мы впервые обходимся по существу без узбекского газа. Цена на газ не особенно была пересмотрена, хотя тарифы повысились. Узбекский газ ближе, мы тащим с запада. Понятно, это сказалось на экономике Казтрансгаза. Тем не менее, первая важнейшая часть - вопросы, связанные с национальной экономической безопасностью поставок собственного газа и независимости юга страны от среднеазиатского газа, решены уже этой зимой. С вводом в действие компрессорной станции Бозой, и в последующем, мы уже начали на документационном уровне компрессорной станции Караозек, этот вопрос будет решен окончательно, и возможно мы ставим вопрос экспорта небольших объемов газа в Китай с 2017 года уже казахстанского происхождения».
Александр Константинов