ЕЭК совместно со странами ЕАЭС приступила к созданию единой системы идентификации участников внешнеэкономической деятельности

ЕЭК совместно со странами ЕАЭС приступила к созданию единой системы идентификации участников внешнеэкономической деятельности

 

19 мая под председательством директора Департамента таможенной инфраструктуры Владимира Скибы состоялось первое заседание Рабочей группы по созданию единой системы идентификации участников внешнеэкономической деятельности на таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕСИТС).

В заседании приняли участие представители Евразийской экономической комиссии, государственных органов и бизнес-сообщества стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Открывая заседание, Владимир Скиба сформулировал проблему, которую разрешит создание ЕСИТС: «В настоящее время в государствах ЕАЭС используются различные национальные системы регистрации и идентификации физических и юридических лиц. Правила присвоения идентификационных номеров в данных системах, как и количество буквенно-цифровых символов в самих номерах также разнятся. Наличие на таможенной территории ЕАЭС различных систем регистрации физических и юридических лиц, а также наличие в таможенном законодательстве Союза возможности совершать таможенные операции лицами, не являющимися резидентами стран ЕАЭС, требует учета особенностей национальных систем регистрации».

Директор Департамента таможенной инфраструктуры также отметил, что помимо прочего государствах - членах один и тот же субъект внешнеэкономической деятельности может быть зарегистрирован под разными идентификационными номерами, что существенно усложняет, а порой и делает невозможной однозначную идентификацию субъекта. «Как следствие, проблематичным становится отслеживание и анализ всей цепочки перемещения и поставки товаров, - сказал Владимир Скиба. - Поэтому в целях уникальной идентификации лиц (как физических, так и юридических), являющихся как иностранными лицами, так и резидентами государств ЕАЭС, интересы которых затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов или их должностных лиц, и будет создаваться единая система идентификации участников внешнеэкономической деятельности на таможенной территории ЕАЭС».

По словам представителя ЕЭК, итогом работы группы должны стать, как минимум, проекты основополагающих документов: Международного договора о ЕСИТС, Порядка присвоения уникального идентификационного номера на таможенной территории ЕАЭС, комплекта технологических документов по общим процессам, связанным с присвоением и использование такого номера, а также решения Высшего Евразийского экономического совета, которым будет утвержден план внедрения ЕСИТС.

Члены Рабочей группы сошлись во мнении, что единая система идентификации лиц, в том числе не являющихся резидентами государств-ЕАЭС, изначально должна создаваться не только в таможенных целях, но и учитывать возможность ее использования иными заинтересованными ведомствами.

Владимир Скиба отметил, что Комиссия рассматривает возможность признания идентификационных номеров лиц, зарегистрированных в единой системе на территории ЕАЭС, в странах и объединениях, которые являются ведущими торговыми партнерами Союза.

«Мы изучили опыт создания и использования действующей системы идентификации субъектов хозяйствования в Европейском союзе, - сказал директор Департамента таможенной инфраструктуры. - В идеале, мы хотим максимально сблизить подходы для дальнейшего взаимного признания идентификационных номеров наших участников ВЭД в ЕС и наоборот».

На заседании рабочей группы также обсуждена структура уникального идентификационного таможенного номера и принято решение о создании экспертной группы по разработке проектов документов.

 

Справка

16 октября 2015 года главы государств ЕАЭС приняли решение № 35 о создании рабочей группы на площадке Евразийской экономической комиссии, которая обеспечит построение единой системы идентификации участников внешнеэкономической деятельности на таможенной территории ЕАЭС.

Создание ЕСИТС на таможенной территории ЕАЭС позволит:

- обеспечить уникальную идентификацию заинтересованных лиц (в том числе из государств, не входящих в Союз) не только в рамках одной страны, но и в рамках ЕАЭС в целом;

- оптимизировать алгоритмы и повысить эффективность системы управления рисками за счет создания возможности анализа всей цепочки поставки;

- упростить формы документов, используемых в таможенных целях, структуры и форматы их электронных копий, а также повысить достоверность содержащихся в них сведений;

- уменьшить объемы данных, необходимых для сбора, хранения и обработки в электронном виде документов, используемых в таможенных целях;

- существенно упростить электронное взаимодействие между таможенными и иными службами стран Союза.

Следите за новостями zakon.kz в: