Принять закон о безопасности гидротехнических сооружений предложил мажилисмен
В Казахстане назрела необходимо принять закон о гидротехнических сооружениях. Об этом заявил в своем депутатском запросе на имя главы правительства мажилисмен Серик Кусаинов, передает Zakon.kz.
«Считаем необходимым рассмотреть на Межведомственной комиссии по вопросам законопроектных работ при Правительстве РК проект Закона Республики Казахстан «О безопасности гидротехнических сооружений» и создание специального органа, осуществляющего регулирующие и надзорные функции для формирования единой системы управления в этой области», - сказал С.Кусаинов на пленарном заседании.
По его словам, в республике сложилась напряженная обстановка с состоянием безопасности гидротехнических сооружений, «которые несут серьезные риски, в том числе технические, социальные, экологические».
Эти сооружения принадлежат к так называемым системам с потенциальной опасностью, вызываемой аккумулированием больших запасов воды. Разрушение плотины может повлечь за собой крайне необратимые последствия: человеческие жертвы, ущерб для экономики и окружающей природной среды. При этом наиболее частыми причинами аварий являются: нарушение правил проектирования, строительства и эксплуатации, низкая эффективность государственного надзора, недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению безопасности ГТС и т.д.
«Проведение единой политики в этой области является необходимым условием надежного функционирования ГТС, устойчивого водопользования, адаптации к климатическим изменениям, - подчеркнул депутат. - Законы о безопасности ГТС, органы или специальные службы по контролю и надзору за их состоянием действуют во многих странах мира, но только не у нас. Опыт этих стран показывает, что регулярная оценка технического состояния ГТС и своевременное проведение по ее результатам соответствующих мероприятий позволяют предотвратить или в несколько раз сократить ущерб от возможных аварий».
По его информации, в стране действует 319 водохранилищ, 81 из них находится в республиканской собственности, 201- в коммунальной, 36 - в частной и 1 бесхозяйное (Манап в ).
Кроме того, имеются 591 дамб и плотин, в т.ч. 35 - в республиканской собственности, 424 -в коммунальной, 79 - в частной и 53- бесхозяйные.
Из 653 имеющихся ГТС в срочном ремонте нуждаются 268, в том числе 28 крупных. При этом фактический износ водохозяйственных объектов уже превышает 60 %. По техническому состоянию такие ГТС можно отнести к объектам повышенной аварийной опасности.
Как отметил депутат, по данным Комитета по водным ресурсам МСХ РК, в общем объеме финансирования водохозяйственных мероприятий 1-го этапа Программы, расходы на восстановление инфраструктуры могут составить 7 - 10 %. В ней обеспечение безопасности ГТС не выделено отдельной бюджетной программой. По этой причине трудно оценить ресурсные потребности и фактические затраты по повышению надежности ГТС, то есть доля затрат по обеспечению безопасности ГТС может оказаться на порядок ниже требуемой.
С.Кусаинов отметил, что эффективность комплексной оценки состояния ГТС возможна только при организации системы постоянных (непрерывных) визуальных и инструментальных (в том числе автоматизированных, дистанционных) наблюдений, обеспечивающих получение качественной и достоверной информации о количественных и качественных показателях состояния ГТС в необходимых объемах.
Выполнять такую задачу бассейновые инспекции Комитета по водным ресурсам не в состоянии. В инспекциях отсутствуют собственная материально-техническая база, оборудование и аппаратура для проведения оценки и анализа состояния плотин, они не оснащены электронной связью. Современные системы обеспечения безопасности ГТС должны базироваться на использовании компьютерных средств проведения наблюдений и диагностики состояния сооружений.