Изменения в антимонопольном законодательстве РФ: снижение административной нагрузки на субъекты малого предпринимательства

Изменения в антимонопольном законодательстве РФ:
 снижение административной нагрузки
 на субъекты малого предпринимательства

 

Контакты для дополнительной информации:

 Яна Дианова

 Директор Департамента Корпоративного

и коммерческого права GRATA International (Москва)

T.: +7 (495) 660 11 84

E. Ydianova@gratanet.com

 

Государственная Дума Российской Федерации 14 июня 2016 г. приняла в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на снижение административной нагрузки на субъекты малого предпринимательства («Закон»). Закон разработан в целях реализации пункта 25 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р. 1. Изменения в Федеральном законе «О защите конкуренции» Законом установлены следующие исключения, когда положение хозяйствующего субъекта не может быть признано доминирующим: 1. юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого лица не превышает 400 миллионов рублей, за исключением: юридического лица, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 Федерального закона «О защите конкуренции» (с некоторыми исключениями) либо имеющего в качестве учредителей или участников - юридических лиц либо в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования; финансовой организации; субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии; 2. индивидуального предпринимателя, не входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 Федерального закона «О защите конкуренции», если выручка от реализации товаров такого предпринимателя за последний календарный год не превышает 400 миллионов рублей; 3. индивидуального предпринимателя, входящего в группу лиц: с другим хозяйствующим субъектом, являющимся его близким родственником, либо с хозяйствующим субъектом или хозяйствующими субъектами, единственным участником которого или каждого из которых являются одно или несколько лиц, являющихся близкими родственниками, 3 при условии, что суммарная выручка от реализации товаров таких хозяйствующих субъектов за последний календарный год не превышает 400 миллионов рублей. Исключение перечисленных выше категорий субъектов малого предпринимательства из числа субъектов, положение которых может быть признано доминирующим, означает, что к таким субъектам не могут применяться, в частности, положения Федерального закона «О защите конкуренции» в отношении монопольно высокой и монопольно низкой цен и запреты на определенные действия (бездействие), признающиеся злоупотреблением доминирующим положением. Кроме того, статья 12 Федерального закона «О защите конкуренции» дополнена положением о том, что между хозяйствующими субъектами, доминирующее положение которых не может быть признано согласно указанным выше исключениям, если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год не превышает 400 миллионов рублей, допускаются соглашения, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в частности: о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; об экономически, технологически и иным образом не обоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар; о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка. Законом установлено также, что внеплановая выездная проверка в отношении субъекта малого предпринимательства на основании сообщений и заявлений физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации либо обнаружения антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства может проводиться после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности такого субъекта в порядке, установленном приказом Генерального прокурора Российской Федерации, за исключением: внеплановой выездной проверки субъекта естественной монополии и внеплановой выездной проверки соблюдения запрета на картельные соглашения. В статье 28 Федерального закона «О защите конкуренции», предусматривающей необходимость получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций, суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом соответствующей сделки, и его группы лиц повышена до 400 миллионов рублей. 2. Изменения в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» 4 Предусмотрено, что на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц) от реализации товаров за последний календарный год не превышает 400 миллионов рублей, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает 400 миллионов рублей, не распространяются следующие положения Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»: антимонопольные правила (статья 13); ограничения на приобретение, аренду хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов (статья 14). 3. Изменения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях Установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 Кодекса (действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по государственному оборонному заказу, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу), начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, которым установлен факт нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа. Поводом к возбуждению дел о таких административных правонарушениях, станет принятие комиссией федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, решения, которым установлен факт нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа.

**** Закон вступит в силу со дня его официального опубликования.

**** С уважением, Юридическая фирма GRATA International (Москва)

Информация выше имеет обзорный характер и не является юридической консультацией. Данная информация подготовлена с целью уведомления наших клиентов и других заинтересованных лиц о нововведениях и может содержать ссылки на Интернет сайты помимо сайта GRATA International. На основании данной информации не следует осуществлять какие-либо действия в конкретной ситуации без надлежащей юридической консультации. Предоставляемые GRATA International услуги включают: 5 консультирование по вопросам антимонопольного регулирования торговой деятельности, рекламы и государственных закупок; подготовку/экспертизу на предмет соответствия антимонопольному законодательству и согласование с ФАС России условий дистрибьюторских или иных договоров и соглашений, положений/политик по отбору контрагентов; сопровождение получения предварительного согласия ФАС России на совершение сделок и иных действий в рамках экономической концентрации

Следите за новостями zakon.kz в: