«Налог на google»: налогообложение в России электронных услуг, оказываемых в Интернете

«Налог на google»: налогообложение в России электронных услуг, оказываемых в Интернете

 

Контакты для дополнительной информации:

Эльдар Зиатдинов

Директор Департамента налогового права

GRATA International (Москва)

T.: +7 (495) 660 11 84 E. eziatdinov@gratanet.com

Яна Дианова

Директор Департамента корпоративного

 и коммерческого права GRATA International (Москва)

 T.: +7 (495) 660 11 84 E.

Ydianova@gratanet.com

 

Государственная Дума Российской Федерации 15 июня 2016 г. приняла в третьем чтении законопроект «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения отдельных операций, совершаемых через сеть «Интернет»)» (далее - «Закон»), который в средствах массовой информации получил название «закон о налоге на Google», поскольку обязывает, в том числе, такие иностранные IT компании как Google и Apple платить налог на добавленную стоимость (НДС) с продажи контента через их магазины, уравнивая, таким образом, их положение с российскими компаниями. Как отмечается в пояснительной записке к проекту Закона, в международной практике правила налогообложения НДС электронных услуг базируются на том, что налогообложение электронных услуг производится на территории того государства, в котором проживает потребитель, в соответствии с национальным законодательством. Соответствующие правила применяются в Европейском Союзе, Южной Корее, Японии. Закон дополняет вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) статьей 174.2, устанавливающей особенности исчисления и уплаты НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, а именно: услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через сеть «Интернет», автоматизированно с использованием информационных технологий. К таким услугам относятся, в частности: предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных; рекламные услуги; услуги по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав; услуги по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями; обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в «Интернет», поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации; хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через «Интернет»; предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга; услуги по администрированию информационных систем, сайтов в «Интернет»; предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений, аудиовизуальных произведений; оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях; предоставление доступа к поисковым системам в сети «Интернет». 3 Законом предусмотрено, что для целей налогообложения НДС операций по реализации услуг в электронной форме, в отношении покупателя услуг - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, местом осуществления деятельности признается территория России в случае, если: местом жительства покупателя является Россия; или банк, в котором открыт счет, используемый покупателем для оплаты услуг, или оператора электронных денежных средств, через которого осуществляется покупателем оплата услуг, имеет место нахождения на территории России; или сетевой адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, зарегистрирован в России; или международный код страны телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг, присвоен России. Иностранные организации, оказывающие физическим лицам услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория России, должны будут производить исчисление и уплату НДС, если обязанность по уплате налога в отношении операций по реализации таких услуг не возложена на налогового агента. Налоговым агентом признается посредник, участвующий в расчетах непосредственно с физическими лицами на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими таким лицам услуги в электронной форме. Налоговая база при оказании иностранными организациями физическим лицам услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория России (за исключением оказания таких услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное в России), определятся на последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) услуг. Сумма НДС исчисляется иностранными организациями - налогоплательщиками и определяется как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 15,25 % процентная доля налоговой базы. Законом установлена обязанность иностранной организации, оказывающей физическим лицам услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория России (за исключением иностранной организации, оказывающей указанные услуги через обособленное подразделение, расположенное на территории России), и осуществляющей расчеты непосредственно с такими физическими лицами, а также иностранной организации - посредника, признаваемой налоговым агентом (за исключением иностранной организации, осуществляющей такую деятельность через обособленное подразделение, расположенное в России), обратиться с заявлением о постановке на учет в налоговом органе не позднее 30 календарных дней со дня начала (прекращения) оказания указанных услуг. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет иностранной организации, в течение 30 дней со дня получения заявления и иных необходимых документов и в тот же срок направить этой иностранной организации уведомление о постановке на учет. 4 Со дня постановки иностранной организации на учет в налоговом органе ей предоставляется доступ к личному кабинету налогоплательщика. Иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе, обязана представлять в налоговый орган документы, включая налоговые декларации и сведения, представление которых предусмотрено НК РФ, по форматам, утверждаемым ФНС России, через личный кабинет налогоплательщика. В период, когда личный кабинет налогоплательщика не может использоваться для представления документов и сведений, они представляются иностранной организацией в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Законом прямо установлено, что оказание иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория России, не приводит к образованию постоянного представительства этой организации в России. Примечательно также, что если у таких иностранных организаций возникает «входной» НДС, они не смогут принять его к вычету. Кроме того, Закон предусматривает особенности проведения камеральной налоговой проверки в отношении иностранных организаций, предоставляющих услуги в электронной форме. Мнение о том, что Закон не содержит механизмов контроля и отсюда уплата НДС будет зависеть исключительно от добросовестности иностранных компаний стоит признать неверным. Ответственность, предусмотренную НК РФ за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе, непредставление налоговых деклараций, неуплату или неполную уплату налога, а также уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов, пока никто не отменял. Закон вступает в силу с 1 января 2017 года (при условии утверждения Советом Федерации, подписания Президентом РФ и официального опубликования).

**** С уважением, Юридическая фирма GRATA International (Москва)

Информация выше имеет обзорный характер и не является юридической консультацией. Данная информация подготовлена с целью уведомления наших клиентов и других заинтересованных лиц о нововведениях и может содержать ссылки на Интернет сайты помимо сайта GRATA International. На основании данной информации не следует осуществлять какие-либо действия в конкретной ситуации без надлежащей юридической консультации. Предоставляемые GRATA International услуги включают: консультации по вопросам налогообложения, в том числе при структурировании сделок слияний-поглощений и реорганизации бизнеса; консультации по вопросам выбора организационной формы ведения бизнеса; 5 сопровождение государственной аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц; сопровождение государственной регистрации юридических лиц при учреждении и изменений в учредительных документах; структурирование и сопровождение учреждения совместных предприятий и сделок слияний-поглощений; разработку учредительных документов, соглашений акционеров и договоров об осуществлении прав участников, внутренних положений.

 

Следите за новостями zakon.kz в: