Розничное микрокредитование за 2015 год
Женщины дают толчок развитию микрокредитования в РК, они составляют более 61% всех клиентов МКО (МФО). Порядка 50% этих женщин - заемщицы одного МФО.
Микрофинансовые организации активно заходят на розничный рынок РК. Последние 2 года темпы выдачи новых микрозаймов населению на предпринимательские и потребительские нужды резко ускорились после периода стагнации в 2012-2013 годах.
Сначала в 2014 году количество выданных займов выросло на 180,3 тыс. ед., до 414,5 тыс. кредитов. В 2015 году выдача увеличилась уже на 151,7 тыс. займов, до 566,1 тыс.ед.
Столь резкий прирост был обеспечен в основном увеличением активности МКО (МФО) на рынке потребкредитования - за 2015 год было выдано 428,5 тыс. кредитов, или на 166,2 тыс. больше, чем в 2014 году.
Количество выданных микрокредитов физлицам-предпринимателям в 2015 году несколько снизилось, на 14,5 тыс. договоров, на фоне стагнации деловой активности в стране, однако показатель выдачи не опустился ниже уровня 2013 года.
Тем не менее, средний размер выданного в 2015 году розничного микрозайма на предпринимательские цели вырос на 11%, до 445,4 тыс. тенге - в то время как сумма потребкредита снизилась в два раза, с 216,2 тыс. тенге до 129,8 тыс. Данная тенденция длится уже третий год подряд и показывает, что МКО (МФО) гораздо выше оценивают риски в потребительском кредитовании, чем в финансировании малого предпринимательства.
Основной костяк розничного сегмента микрокредитования в РК составляют женщины. Доля женского населения среди физлиц-заемщиков МКО по итогам 2015 года составила 61%, годом ранее этот уровень был ниже (57%).
Численность женщин-клиентов МКО (МФО) в 2012-2013 годах была на уровне кризисных 2009-2010 годов, или 144-154 тыс. человек. Однако в 2014 году вовлеченность женщин в мирокредитование стала расти, за год их численность увеличилась сразу на 34%, до 206 тыс. чел. В 2015 году уровень показателя несколько снизился (-5%), но общий статус-кво поддерживался.
Порядка 50% женской клиентской базы микрофинансового рынка РК - это клиенты одной организации. По итогам 2015 года число женщин-заемщиков крупнейшего участника рынка, KMF, насчитывало более 97 тыс. человек.
В структуре клиентской базы самого KMF число женщин составляет более 64%.
Читайте также