Таможенный блок ЕЭК предложил сторонам новый подход к формированию электронных документов в рамках «единого окна»
В рамках реализации проекта по внедрению механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) эксперты Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) под руководством директора Департамента таможенной инфраструктуры ЕЭК Владимира Скибы провели анализ более сотни документов, установленных правом Союза и необходимых сегодня для осуществления ВЭД на территории ЕАЭС.
Анализ, охвативший такие сферы, как ветеринарно-санитарные, санитарные, карантинно-фитосанитарные меры, нетарифное, техническое регулирование, должен был определить возможность использования этих документов и сведений из них при осуществлении ВЭД через разрабатываемый сейчас в странах ЕАЭС механизм «единого окна».
«Для того, чтобы понять, куда идти, нужно сначала понять, где ты находишься, - сказал Владимир Скиба. - Поэтому мы начали работу с анализа существующей сегодня ситуации».
Как сообщил Скиба, департаменты Комиссии и госорганы от сторон, задействованные в тематическом блоке «Разрешительные документы», определили перечень документов по указанным сферам регулирования, необходимым сегодня для осуществления ВЭД. Они подготовили заключения для определения в законодательстве возможности использовать эти документы в электронном виде, а также в последующем унифицировать и гармонизировать сведения из них.
Анализ коснулся 117 документов, установленных правом Союза. Он показал, что в отношении всего семи законодательно закреплена возможность их оформления в виде электронных документов, а также определения форматов и структур электронных документов. В отношении 17-ти - только возможность их оформления в виде электронных документов; 56 можно оформлять только на бумаге. В отношении 37 не установлены форма, порядок заполнения на бумажном носителе, возможность оформления в виде электронных документов, а также возможность определения форматов и структур электронных документов.
«Как итог - только 24 из 117 включенных в анализ документов могут оформляться в электронном виде, причем возможность определения их форматов и структур в виде электронных документов из этих 24 существует сегодня только в отношении семи. Остальные 93 требуют внесения изменений в право Союза», - резюмировал Владимир Скиба.
Как рассказал представитель ЕЭК, внесение изменений в право Союза с целью наделения юридической значимостью электронных документов наравне с письменными должно стать следующим этапом работы. «При этом необходимо предусматривать нормы, позволяющие разрабатывать и утверждать структуры и форматы этих электронных документов. Закрепление таких норм будет служить основанием для технической реализации и позволит планировать государствам-членам разработку или доработку информационных систем», - пояснил он.
Директор Департамента таможенной инфраструктуры также обратил внимание на то, что в анализ вошли далеко не все документы, необходимые сегодня для осуществления внешнеэкономической деятельности государствам-членам.
«Мы провели детальный анализ документов, установленных правом Союза. При этом не стоит забывать, что есть еще огромный пласт документов, установленных на национальном уровне и международными договорами государств-членов с третьими сторонами, - подчеркнул Владимир Скиба. - И если внесение изменений в право Союза и в акты, утвержденные на национальном уровне, - процесс разрешимый, то внесение изменений в международные договоры, где договаривающимися сторонами могут быть также страны, не являющиеся государствами-членами, - процесс очень сложный, длительный и, как мы полагаем, не всегда осуществимый».
В связи с этим директор Департамента таможенной инфраструктуры предложил следующий вариант использования документов (сведений из документов в электронной форме): «Документы в полном виде и составе для осуществления ВЭД не нужны. Необходимы отдельные сведения из них». Как отметил Владимир Скиба, ЕЭК предлагает уйти от законодательной переработки существующих документов, чтобы наделить их необходимыми юридическими правами. Для этих документов законодательно должен быть определен иной способ их электронного использования - через закрепление юридической значимости сведений электронных баз данных (электронных реестров) данных документов, либо через определение в законодательстве норм, предусматривающих использование информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия, с определением участников такого взаимодействия, а также составов сведений для обмена.
Владимир Скиба предложил коллегам из других тематических блоков пойти по выработанному таможенным блоком пути. «Путь анализа на первоначальном этапе, по которому мы пошли, позволил выявить определенные риски, которые могли бы в дальнейшем поставить под вопрос саму идею внедрения механизма «единого окна» во внешнеэкономической деятельности стран Союза. Мы считаем, что определение и проработка таких рисков на старте - единственно возможный вариант дальнейшего успеха в нашем деле. Я хочу подчеркнуть, что реинжиниринг существующих технологий обмена документами и сведениями, в котором и заключается суть «е-окна», - это очень сложный процесс с очень широким охватом по сферам, компетенциям и кругу задействованных лиц», - отметил директор Департамента таможенной инфраструктуры.
При этом он подчеркнул готовность ЕЭК оказать консультационную поддержку и поделиться всеми наработками по организации мероприятий по закреплению в праве Союза возможности оформления электронных документов для документов, установленных правом Союза, а также по унификации и гармонизации сведений из документов, установленных правом Союза. Представитель ЕЭК также обещал поддержку по оценке целесообразности и возможности определения на уровне права Союза для документов, установленных национальными законодательствами государств-членов, единых для стран Союза форм и порядков заполнения на бумажном носителе, возможности их оформления в виде электронных документов и определения форматов и структур электронных документов.