Опираясь на стандарты ОЭСР
Повышение качества человеческого капитала обеспечит экономический рост страны и социальное благополучие ее граждан.
На брифинге в Службе центральных коммуникаций шла речь о важности человеческого капитала, а также о том, как на основе стандартов стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) модернизируется отечественное образование.
- Глава государства шесть лет назад четко обозначил, что человек с его знаниями, культурой является самой высшей ценностью государства, - подчеркнул президент АО «Информационно-аналитический центр» Министерства образования и науки Серик Ирсалиев. - А специалисты Всемирного банка семь лет назад опубликовали такие цифры: успех экономического развития государств зависит на 64% от человеческого капитала, всего лишь на 20% от природного капитала и на 16 от физического, то есть от инфраструктуры, созданной в стране. Именно поэтому сегодня все развитые страны 80% всех своих затрат вкладывают в развитие человеческого капитала.
Доказано также, что чем раньше государство и родители начинают инвестировать в ребенка, тем мощнее его потенциал в будущем, тем выше экономический эффект для государства. К примеру, один доллар, вложенный в дошкольное детство, дает восемь долларов опосредованной прибыли государству. Один доллар, отданный на школьное развитие, приносит три доллара прибыли... Кроме того, гражданин, получивший хорошее образование, лучше работает, более успешен в жизни, он платит больше налогов, государство не тратится на спецпособия.
Как отмечено, наше государство с первых лет независимости вкладывает немало средств в человека, в частности через развитие образования. По словам директора департамента развития дошкольного обучения и воспитания АО «Информационно-аналитический центр» Ельдоса Нурланова, в настоящее время, опираясь на стандарты ОЭСР, в стране приступают к внедрению новых стандартов, ставящих во главу угла функциональную грамотность школьников, к реализации полиязычного образования.
В 2017 году планируется перейти на бесплатное обучение рабочим специальностям, ставится задача увеличения к 2020 году числа казахстанских университетов в мировом рейтинге лучших вузов QS-WUR с 9 до 16.
Чтобы войти в тридцатку развитых стран, нам необходимо не только внедрять новые стандарты, но и постоянно проводить сравнительные исследования, которые нужны для того, чтобы понять, где и насколько мы уступаем. Так, исследования PISA 2012 показали: наши 15-летние школьники отстают от среднестатистических школьников стран ОЭСР по грамотности чтения на два с половиной года, по естествознанию - на два года и по математике - на полтора года. Впереди нас ждут результаты PISA 2015. При этом стало известно, что в 2017 году впервые пройдет сравнительное исследование качества учительского корпуса, в 2018-м будет проведен замер уровня компетенции взрослых от 16 до 65 лет.
Без таких замеров, ясных, четких критериев, а самые высокие стандарты, принципы образования разработаны именно ОЭСР, невозможно идти вперед в быстро меняющемся и порой жестоком, как показывают последние события, мире. Под жестокостью имеются в виду последние террористические акты, произошедшие в том числе в нашей стране.
- В нашей системе образования заложены все необходимые компоненты, которые нормальному человеку должны дать основы жизнестойкости, не позволяющие делать что-то плохое, - отметил С. Ирсалиев. - У нас есть «Самопознание», в каждом предмете внедряются элементы, вопросы, освещающие и раскрывающие идею «Мәңгілік Ел». Но феномен терроризма связан не с тем, что чего-то нет в системе образования. Здесь нужно проводить многофакторный анализ.
По мнению экспертов ОЭСР, приведенному президентом Информационно-аналитического центра, сегодня нужно сделать образование таким, чтобы оно позволило ребенку самостоятельно ориентироваться в огромном потоке информации, научило его фильтровать ее, анализировать, структурировать и эффективно использовать в своей жизни. Собственно, эта цель и ставится перед отечественным образованием.
Марина Пархоменко