Потребитель должен знать свои права

Фото: zakon.kz

Потребитель должен знать свои права

 

В апреле этого года вступили в силу многочисленные изменения и дополнения, внесённые в Закон «О защите прав потребителей». Как отмечают специалисты, теперь нормы обновлённого закона в ещё большей степени отвечают его названию. Некоторые наиболее актуальные новшества прокомментировала руководитель Атырауского представительства РОО «Национальная лига потребителей» Марина Кенесовна Мухтарова.

Так, например, одним из нововведений является возможность для потребителя вернуть или обменять товар в течение тридцати календарных дней, а не четырнадцати, как это было ранее. Этот срок установлен для товара, проданного с истёкшим сроком годности, не соответствующего требованиям технических регламентов, нормативным документам по продукции, в том числе выпущенного с нарушением прав интеллектуальной собственности.

В остальных случаях 14-дневный срок остаётся. Исключения, как и прежде, составляют: лекарства, изделия медицинского назначения, нательное бельё, чулки с носками, животные и растения, а также метражные товары. К последним относятся полотна, меха, ковры, ленты, клеёнки, провода и т. п.

При этом факт покупки, если покупатель потерял чек, можно подтвердить свидетельскими показаниями и даже наличием фотографий с видеозаписью. Кстати, запрещать вести фото- или видеосъёмку в торговой точке продавцы либо охранники не имеют права.

Нововведения коснулись и вопросов гарантийного срока. Клиент имеет право сдать некачественный товар, даже если до окончания гарантийного срока остался всего день и ему должны полностью вернуть деньги.

Если потребитель согласился на ремонт неисправной бытовой техники, то сервисная служба не только обязана починить её за свой счёт, но и должна самостоятельно забрать, а также привезти обратно. Если отремонтировать товар за 10 дней не успели, то сервисная мастерская должна будет платить 1% от стоимости данного прибора за каждый день просрочки, но не больше стоимости самого товара. Примечательно, что если даже вам выплатят, таким образом, полную стоимость товара, это всё равно не освобождает сервис-центр от обязанности вернуть вам в конечном итоге отремонтированную вещь. А всякие отговорки, типа «нет запчастей» или «заказали и ждём запчасти из-за рубежа», являются головной болью ремонтной мастерской. И на всё это время клиенту должны предоставить в пользование аналогичный товар. Впрочем, потребителю можно и не ждать: если сервисный центр не уложился с ремонтом в 10 дней, клиент имеет полное право потребовать замены на новый товар.

- Чаще всего, покупателям приходится сталкиваться с отказом в возврате денег за товар. Это, при соблюдении потребителем всех норм защищающего его закона, является нарушением. Стоит отметить, что при возврате денег продавец даже не вправе удерживать из неё сумму, на которую понизилась цена за полное или частичное использование товара, - отметила Марина Мухтарова.

При покупке товара в рассрочку продавцу отныне запрещено прописывать в договоре, что он будет менять цену, в зависимости, например, от курса доллара. В целом, пункты договора не должны ущемлять права потребителя. Он должен содержать чётко сформулированные и исключающие двоякое толкование условия с применением всем понятной терминологии. Договор печатается единым шрифтом, на казахском и русском языках, одинакового цвета, без сносок.

Также одним из распространённых нарушений прав потребителя является разница в стоимости покупки. Обычно это практикуют в супермаркетах: на витрине указана одна цена, а кассир пробивает совершенно другую. Помните, стоимость товара не должна отличаться от ценника, и в любом случае продавец (кассир) обязан его продать за ту сумму, которая на витрине.

В случае возникновения конфликтных ситуаций обращаться с жалобами можно:

- в департамент государственных доходов (не выдача чека);

- департамент по защите прав потребителей (это государственная структура, бывшая санэпидемстанция);

- общественное объединение «Национальная лига потребителей».

- Закон «О защите прав потребителей» имеет юридическую силу. Но, как показывает практика, подавляющее большинство продавцов, изготовителей, услугодателей, равно как и самих потребителей, нормы данного закона не знают. Не в курсе даже о его существовании. Хочу отметить, что закон в первую очередь должны хорошенько изучить именно продавцы, чтобы не попадать в конфликтную ситуацию. По опыту знаю, что в конечном итоге практически всегда прав именно потребитель, - подчеркнула Мухтарова.

Со всеми нормами Закона «О защите прав потребителей» можно ознакомиться здесь.

 

Лев Гузиков

Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

Новая банкнота: Нацбанк обратился к казахстанцам из-за 10-тысячной купюры

Дуэт Алсу с богатейшим азербайджанцем сразил публику

Самойлова и Джиган объявили о радостном семейном событии

Команда "Челси" поделилась кадрами из Алматы и вызвала критику казахстанцев

Снегопад и 27-градусный мороз: резкая смена погоды ожидается в Казахстане