Мажилисмен раскритиковал планирование бюджета
Депутат Мажилиса Парламента РК Аманжан Жамалов выразил опасения, что при тех уточнениях, которые будут в следующем году, «никто не может» обеспечить бюджет, ориентированный на достижения эффективного результата, передает корреспондент Zakon.kz.
«К сожалению, в правительстве уже сложилась практика, что дополнительные средства, полученные в результате такого планирования начинают перераспределяться в ходе уточнения бюджета в ходе их поступления. При этом, включение данных средств в следующем году при уточнении сокращает время для их освоения, что приводит к некачественному использованию бюджетных средств», - сказал он при обсуждении проекта закона РК «О республиканском бюджете на 2017 - 2019 г.г.».
«Или, как показал недавний опыт уточнения бюджета на 2016 год, эти средства просто идут на пополнение уставных капиталов квазигоссектора, где они также фактически не могут быть освоены в течение финансового года, а значит, выпадают из экономического оборота. Вывод один - при таком планировании бюджета никто не может досконально прогнозировать последствия тех или иных решений и правительство, не может, как этого требует Глава государства, обеспечить бюджет, ориентированный на достижение конечного эффективного результата», - добавил А. Жамалов.
При этом парламентарий сделал ремарку по некоторым ключевым показателям из главного финансового документа, закладывающихся на трехлетний период.
«Сценарий - цена на нефть 2017-2019 года заложена на консервативном уровне 35 долларов за баррель. При этом реальный рост ВВП прогнозируется на уровне 1,9% в 2017 году, 2-1% в 2018 и 2,7% в 2019 году. Вместе с тем данный базовый сценарий закладывает изначально некорректные предпосылки формирования бюджетных параметров по следующим причинам. Учитывая, что цена на нефть позиционируется правительством как основной фактор экономического роста, непонятно, каким образом будет достигнут рост ВВП в 1,9% и рост налоговых поступлений на 7,7% в 2017 году при цене 35 долларов за баррель, если в 2016 году при средней цене 41 доллар за баррель прирост ВВП прогнозируется на уровне 0,5%», - указал депутат.
В то же время, по его словам, относительно уточненного бюджета 2016 года «по программам развития идет снижение расходов».
«В 2017 году на 82 млрд тенге, в 2019 году на 194 млрд тенге, в том числе по программе «Нурлы Жол». Напрашивается вопрос, за счет чего будет достигнут рост ВВП в 2017 и 2018 годах, если цена на нефть будет ниже, чем в 2016 году и при этом сократятся инвестиции в бюджет развития. Возможно, сегодня основные надежды на рост экономики, связанные с добычей кашаганской нефти. В бюджете заложена добыча 14 млн тонн кашаганской нефти в 2017 году и 11 млн тонн в 2019 году. Но, по словам председателя АО КМГ Сауата Мынбаева, нижний порог окупаемости добычи нефти на Кашагане - 90-100 долларов за баррель и будет ли даже при котировке 50 долларов за баррель эта нефть драйвером для роста экономики - это большой вопрос», - вопрошает А. Жамалов.
Как он заявил, рассчитывать на увеличение кредитования банками до такого уровня «крайне несерьезно, а других факторов экономического роста нет».
«Из этого можно сделать один вывод, что министерствами нацэкономики и финансов изначально завышен план по росту ВВП и занижен план по доходам и расходам бюджета. Все рейтинги агентств по прогнозированию цен на нефть дают прогноз на 2017-2018 годы по средней цене на нефть в районе от 50 до 60 долларов за баррель. В бюджете Российской Федерации на 2017-2019 годы, который также формируется за счет сырьевых продуктов, средняя цена нефти заложена 40 долларов за баррель», - подчеркнул мажилисмен.
В заключение он высказал предположение, что Минфин намерено занижает доходы, чтобы в будущем отчитываться о перевыполнении бюджета.
«Для справки: увеличение базовой цены на нефть на один доллар за баррель даст увеличение доходной части РБ примерно на 140 млрд тенге. То есть, если взять во внимание, что базовая цена нефти занижена как минимум на пять долларов, то доходная часть бюджета занижена как минимум на порядка 700 млрд тенге. И это без учета налоговых поступлений, которые пойдут в Нацфонд. То есть, можно предположить, что Минфин преднамеренно занижает план по доходам, чтобы в дальнейшем отчитываться об успехах его перевыполнения. А ведь данные средства, примерно 700 млрд тенге, могли бы быть направлены на бюджет развития, что позволило бы решить многие, в том числе социальные вопросы, стимулировать экономическую активность, а самое главное данные средства могли бы снизить трансферты из Нацфонда, которые в 2017 году составят 3 трлн 321, 6 млрд тенге или 42% от общей суммы доходов бюджета», - резюмировал А. Жамалов.
Ксения Давыдова