Пределы рассмотрения судами заявлений об оспаривании законности нормативного правового акта

Пределы рассмотрения судами заявлений об оспаривании законности нормативного правового акта

 

Главой 30 ГПК регламентировано производство по делам об оспаривании законности нормативного правового акта.

В то же время, по правилам данной главы в рамках гражданского судопроизводства может быть рассмотрен вопрос о незаконности только подзаконного нормативного правового акта, а оспаривание нормативных правовых актов более высокой иерархии (Кодексы, законы, Указы Президента Республики Казахстан, постановления Парламента Республики Казахстан, постановления Сената и Мажилиса Парламента Республики Казахстан) не может рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства, поскольку выходит за рамки подведомственности судов, установленной ст. 23 ГПК.

В связи с чем предлагаю дополнить главу 30 ГПК, перечислив в ней нормативные правовые акты, которые не могут быть оспорены по правилам данной главы.

Процедура внесения изменений в Кодексы и Законы регламентируется Законом РК «О правовых актах» и может быть инициирована в законодательном порядке только лицами, указанными в статье 17 данного Закона. В связи с чем судам следует отказывать в принятии заявлений об оспаривании положений законов и кодексов Республики Казахстан, а в случае принятия - прекращать производство по ним.

Конституционный Совет в соответствии со своей компетенцией согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 72 Конституции рассматривает обращения судов о признании акта неконституционным, если суд в соответствии со статьей 78 Конституции усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Что также свидетельствует о том, что в порядке гражданского судопроизводства могут быть оспорены только подзаконные нормативные правовые акты.

 

Судья А.К. Кусманова

 

 

 

Следите за новостями zakon.kz в: