Глава Института законодательства рассказал, как идет реализация Конституционной реформы
Директор Института законодательства Министерства юстиции Аслан Тукиев рассказал о хронологии реализации Конституционной реформы в Казахстане.
«Поэтапное проведение конституционной реформы в Казахстане по пути развития демократических преобразований - это важнейшая задача казахстанского общества и государства. Новейшей истории Казахстана известен ряд конституционных реформ: 7 октября 1998 года, 21 мая 2007 года, 2 февраля 2011 года и 10 марта 2017 года. За срок своего действия Конституция Республики Казахстан в значительной степени была обновлена в результате конституционных реформ», - отметил Аслан Тукиев.
Сообщается, что отправной точкой в реализации конституционной реформы можно считать выступление Главы государства Нурсултана Назарбаева во время торжественного собрания, посвященного 25-летию Независимости, когда Глава государства сообщил о том, что «настало время рассмотреть вопрос перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Парламентом».
25 января 2017года Глава государства объявил о новой конституционной реформе. В своем обращении он подчеркнул, что ее основной сутью является перераспределение властных полномочий при усилении роли Правительства и Парламента.
После всенародного обсуждения Главой государства был подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан».
«За Президентом остаются стратегические вопросы внешней и внутренней политики, обеспечение обороноспособности и безопасности государства. При этом для Президента приоритетной станет роль верховного арбитра в отношениях между ветвями власти. Изменения будут способствовать усилению роли Парламента и повышению ответственности и подотчетности Правительства посредством передачи ему части полномочий Президента в сфере регулирования социально-экономических процессов. Кроме того, предусмотрено уточнение норм, устанавливающих конституционные основы судебной системы и прокуратуры», - заявил директор Института законодательства Аслан Тукиев.
По словам Тукиева, принятие вышеуказанных поправок в Конституцию потребовало принятия ряда мер по его реализации, в том числе разработки пяти соответствующих законопроектов, которые в данный момент поступили на рассмотрение депутатов Парламента страны.
«Может возникнуть вопрос: почему пять законопроектов, а не один или два? Действительно, правоприменителю, простому гражданину достаточно сложно разобраться в таком многообразии законов и содержащихся в них многочисленных поправках в целый ряд законодательных актов. Ведь, несмотря на схожесть в названиях законопроектов, все они нацелены на решение различных задач, соответствующих их положению в системе законодательства страны, в иерархии нормативных правовых актов», - пояснил Аслан Тукиев.
Как сообщается, общее число самостоятельных законов в стране составляет около 300, а поправки в Конституцию затрагивают значительную часть из них. Ведь все эти изменения - часть происходящих в государстве политических реформ. Их принятие позволит продолжить политическую модернизацию страны.
«В конституционные законы поправки вносятся конституционными законами Республики Казахстан, в законы - обычными законами», - отметил глава Института законодательства.
Отметим, что в целях реализации изменений и дополнений, внесенных в Конституцию Республики Казахстан, разработано два блока законопроектов:
1-й блок - законопроекты, прямо связанные с реализацией поправок в Конституцию. Это конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан», проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам их приведения в соответствии с нормами Конституции Республики Казахстан», а также проект новой редакции Закона «О прокуратуре».
2-й блок - законопроекты, связанные с передачей законодательно установленных полномочий в компетенцию Правительства согласно внесенных в Конституцию поправок. К ним относятся проект Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти» и проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти».
«Новая модель государственного управления в ее политико-административной и организационно-правовой форме в Республике Казахстан состоялась. Конституционная реформа 2017 года, основанная на общепризнанных принципах конституционализма, на традициях и фундаменте, которые формировались в стране долгие годы, знаменует собой важную веху в дальнейшей демократизации политической системы страны, построении сильного правового государства», - заключил директор Института законодательства.
Напомним, для реализации Конституционной реформы ответственные государственные органы разработали пять законопроектов. На данный момент все законопроекты поступили на рассмотрение депутатов Парламента.