Предупредить преступление

Предупредить преступление

 

Несмотря на законодательную базу, меры, принимаемые государством для предотвращения домашнего насилия, в том числе правовые и социальные, это явление до сих пор широко распространено. К сожалению, уровень терпимости общества к проблеме бытового насилия достаточно высок.

Уголовный кодекс РК предусматривает ответственность за причинение вреда здоровью, истязание, угрозу, оставление в опасности, изнасилование и другие правонарушения против личности. Противоправные действия в сфере семейно-быто-вых отношений, не содержащие признаков уголовно наказуемого деяния, влекут административную ответственность. Эти законы направлены не на

предупреждение, а на ликвидацию последствий случившегося и начинают действовать после факта совершения насилия.

В сфере противодействия бытовому насилию в Казахстане применяются три международных документа: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, к которой наше государство присоединилось 29 июня 1998 года, Международный пакт о гражданских и политических правах, ратифицированный 28 ноября 2005 года, и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, ратифицированная 16 февраля 1994 года, но все они носят декларативный характер.

Частная жизнь неприкосновенна - это конституционное право каждого гражданина нашей республики, поэтому государство не может вмешиваться в личную жизнь. Искоренению этого социального зла способствует Закон РК «О профилактике бытового насилия», принятый в 2009 году. Согласно Закону бытовое насилие классифицируется на физическое, психологическое, сексуальное и экономическое.

Данный закон предусматривает комплекс мер, направленных на защиту прав и законных интересов человека и гражданина в сфере семейно-бытовых отношений, предупреждение и пресечение бытового насилия, а также на выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению, это и правовые, и экономические, и социальные меры.

Основная цель закона - профилактика бытового насилия, и эта задача возложена не только на органы внутренних дел, но и на местные представительные и исполнительные органы, органы опеки и попечительства, организации здравоохранения, отделы занятости и социальных программ, комиссии по делам несовершеннолетних, комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике.

Безусловно, существенную роль в решении этой проблемы играет местная полицейская служба органов внутренних дел, которая осуществляет профилактический контроль над лицами, совершившими бытовое насилие, направляет их в организации здравоохранения, проводит профилактические беседы, выносит защитные предписания, ходатайствует перед судом об установлении особых требований к поведению такого лица, принимает другие меры.

Суд при рассмотрении дел по ст. 73 Кодекса об административных правонарушениях по ходатайству потерпевшей и (или) органов внутренних дел может установить особые требования к поведению лица, совершившего противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений. С начала года в районном суде № 2 Кокпектинского района Восточно-Казахстанской области рассмотрено 13 административных дел по указанной статье, из которых шесть окончены примирением сторон в порядке медиации, к поведению ряда лиц установлены особые требования. Для региона с численностью населения более шести тысяч человек эта цифра является значительной и, учитывая высокую ла-тентность этого вида правонарушения, свидетельствует о высокой актуальности проблемы.

 

А. Амреева,

судья районного суда № 2

Кокпектинского района

Восточно-Казахстанской области

 

Следите за новостями zakon.kz в: