Маркировка как средство товарной информации для потребителя

Маркировка как средство товарной информации для потребителя

 

Одновременно с тем, как на рынке потребления растет количество товаров, изменяются и потребности относительно информации о них. Потребители желают точно знать, из чего сделан от или иной товар, что входит в его состав, содержит ли он аллергены или потенциально опасные вещества и многое другое.

Маркировка - текст, товарные знаки, условное обозначение и рисунки, несущие информацию для потребителя и нанесенные на продукцию, документы, памятки (листы-вкладыши), этикетки, ярлыки, упаковку (тару).

Объем обязательной информации на любой продукции отечественного, импортного производства, а также произведенную на территории Евразийского экономического союза, реализуемой на территории Республики Казахстан, устанавливает технический регламент Республики Казахстан «Требования к маркировке продукции», утвержденный приказом министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 15 октября 2016 года № 724.

Изготовитель (продавец) при выпуске в обращение продукции обязан обеспечивать полной, необходимой, однозначно понимаемой и достоверной информацией о ней, исключающей обман и ввод в заблуждение потребителей относительно состава, свойств, назначения, изготовителя и (или) поставщика, условия хранения, перевозки, эксплуатации, утилизации, способа изготовления и употребления, даты изготовления, энергопотребления (для энергопотребляющего оборудования), происхождения, срока годности, массы, объема, количества, а также других сведений прямо или косвенно характеризующих качество и безопасность продукции, чтобы потребитель смог сделать правильный выбор.

При покупке товара в первую очередь необходимо обращать внимание на его маркировку. Маркировка товара обеспечивает потребителя комплексом необходимой ему товарной информации. Информационная функция маркировки является основной. Кроме того, маркировка предназначена для идентификации товара, а также должна вызывать положительные эмоции у покупателя и мотивировать принятие им решения о покупке товара.

Различают производственную и торговую маркировку. Производственная маркировка может быть выполнена на ярлыках, вкладышах, этикетках, контрольных лентах и др. Торговая маркировка выполняется на ценниках, кассовых чеках, упаковочных пакетах и др. Производственная маркировка может содержать условные обозначения или информационные знаки. К информационным знакам относятся товарные знаки, знаки соответствия или качества, манипуляционные, предупредительные, размерные знаки, знаки наименования мест происхождения товара, эксплуатационные и экологические знаки.

Выбирая в магазине продукты питания, потребители в основном обращают внимание на внешний вид продукта, срок годности и, разумеется, на цену. Однако, не обращают внимание на информацию об изготовителе, о составе продукта, пищевой ценности и другие данные, указанные на упаковке, которые также важны для потребителя. Например, неполная информация о пищевой ценности продукта оказывает негативное воздействие на уровень заболеваний, связанных с неправильным питанием (ожирение, диабет, йододефицит и др.), а также делает невозможным для потребителей самостоятельно подбирать оптимальный рацион питания, учитывающий ограничения, связанные со здоровьем.

Маркировка продуктов питания должна содержать следующие основные сведения:

·          наименование продукта;

·          сведения об изготовителе, в т.ч. наименование страны и места происхождения товара;

·          стандарты, которым соответствует товар;

·          информацию о сертификации;

·          дату изготовления и дату упаковки (расфасовки) продукта;

·          срок годности и срок хранения продукта;

·          основные потребительские свойства (масса, объем, состав, включая пищевые добавки);

·          пищевая ценность (калорийность);

·          противопоказания к применению;

·          способы и условия приготовления, условия хранения (для определенных видов продукции);

·          товарный знак изготовителя (при наличии);

·          информацию об организации, принимающей на территории РК, претензии от потребителей по качеству продукции (товара), если товар произведен в другой стране.

Маркировка продукции должна соответствовать требованиям стандартов. Если на упаковке указаны национальные стандарты (СТ РК) или межгосударственные (ГОСТ), то качество такого продукта, конечно, вызывает доверие. Если это технические условия или стандарты организации, то это не значит, что она небезопасна, но зачастую к ней не предъявляются такие же высокие требования по качеству.

Общие требования к маркировке товара:

·          достоверность сведений: они не должны вводить покупателя в заблуждение относительно изготовителя, страны происхождения, количества и качества товара;

·          доступность: информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителей; информация должна быть понятной, используемые термины и определения не должны требовать пояснений и определений;

·          достаточность информации: маркировка не должна быть неполной, но и излишняя информация может содержать бесполезные сведения, не вызывая интереса у потребителя.

Маркировка должна иметь четкий текст, быть наглядно и красочно оформлена.

Конечно, в настоящее время нередки случаи, когда продается товар, который не соответствует всем этим требованиям. Некоторые виды продукции попадают в обращение в обход действующего порядка доступа продукции на рынок, чем наносится значительный ущерб жизни и здоровью граждан, не говоря уже о контрафактной или фальсифицированной продукции. Поэтому, в целях усиления ответственности производителя или поставщика за качество поставляемого на рынок товара и защиты прав потребителя необходимо информирование потребителя и маркировка товаров, которая в данном случае является еще и способом защиты потребительского рынка от некачественной продукции.

Следите за новостями zakon.kz в: