Депутат: Миллиарды лежат на счетах квазигоссектора «мертвым грузом»
Проблему миллиардов тенге, неосвоенных квазигосударственным сектором, на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК поднял депутат Павел Казанцев, передает корреспондент Zakon.kz.
«Ежегодно из республиканского бюджета субъектам квазигосударственного сектора выделяются немалые средства. Однако, как сегодня неоднократно звучало, часть этих средств не осваивается, лежит мертвым грузом на контрольных счетах наличности. Мы видим следующее - при больших остатках денег на контрольных счетах наличности продолжается практика выделения дополнительных средств этим же предприятиям из республиканского бюджета и национального фонда», - сказал П.Казанцев при обсуждении отчетов об исполнении республиканского бюджета за 2016 год Правительства и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.
В пример он привел выделение правительством в прошлом году 10 миллиардов тенге на увеличение уставного капитала фонда «Самрук-Казына» для строительства объектов инфраструктуры на территории специальной экономической зоны «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк».
«Безусловно, это хорошая сумма для создания инфраструктуры важного индустриального проекта, есть и опытный оператор проекта. Но выясняется, что у этого оператора на контрольных счетах наличности уже числятся остатки на сумму 21 миллиард тенге государственных денег. Теперь вы к ним приплюсовываете еще 10 миллиардов тенге вновь выделенных. Какая была необходимость выделения дополнительных средств?» - обратился он к членам правительства.
«Получается, что деньги не осваиваются, лежат, а вы им дополнительно подкидываете финансовые средства. Эта практика становится уже постоянной. В целом, по данным Счетного комитета, по квазигосударственному сектору на счетах казначейства уже несколько лет лежат 98 миллиардов тенге, а на начало 2017 года остатки составили 113,1 миллиард тенге», - добавил парламентарий.
В ответ на это министр национальной экономики РК Тимур Сулейменов ответил, что с этой проблемой в ведомстве знакомы.
«Эту проблему мы знаем. Проблема в первую очередь проистекает из того, что финансово-экономическое обоснование, которое прежде чем вклад в уставной капитал фактически перечисляется, должно быть обосновано, просмотрено, поддержано на республиканской бюджетной комиссии и в бюджете поддержано, оно делается, как и весь бюджет, на трехлетний период. И, соответственно, на тот или иной проект, если заложено погодовое финансирование по 5-10-15 лет, эти суммы перечисляются исходя из нашего общего подхода к трехлетнему бюджету», - объяснил он.
В то же время касательно фактического неосвоения по СЭЗ НИНТ, причиной этому стала корректировка технико-экономического обоснования, корректировка строительной документации.
«Есть достаточно объективные причины, почему они не смогли это освоить. Но что касается системного вопроса, то мы хотим в законодательстве, что касается финансово-экономического обоснования - на увеличение уставных капиталов квазигосударственного сектора, не делать на три года. То есть отойти от общего подхода трехлетнего, перейти на ежегодный, и каждый год смотреть эту ситуацию. Если не освоены деньги, на следующий год эти деньги не будут автоматом идти. Что касается возврата, мы предусматриваем, что в случае неосвоения субъект квазигосударственного сектора обязан будет вернуть данные средства путем выкупа своих собственных акций у государства», - пояснил глава ведомства.
Реплику на этот счет высказал спикер Мажилиса РК Нурлан Нигматулин.
«Я думаю, что не открою большого секрета, особенно для вас как для министра экономики, если скажу, что сегодня субъекты квазигосударственного сектора, имея на счетах немалые суммы, запрашивают и получают все новые и новые миллиарды просто для того, чтобы сохранить объемы получаемых бюджетных средств на следующий финансовый год. Госорганы идут с удовольствием им навстречу, потому что это позволяет им отчитаться о полном освоении своего бюджета», - констатировал он.
Как добавил председатель палаты, необходимо менять методику трехлетнего финансирования, «что называется, забрасывания денег вперед».
«А кто должен выходить с предложением по изменению методики? Вас это устраивает. Потому что вместе с Минфином вы начинаете манипулировать этими цифрами и никакой ответственности за отвлечение и неэффективно использование госсредств никто не несет. Вот такая карусель. Надо вообще, президент об этом говорил неоднократно, давал поручение правительству: пора прекратить вообще манипулировать бюджетными средствами, когда в конце года при угрозе неосвоения бюджетных средств начинается переброска неосвоенных денег на счета квазигосударственного сектора, или на пополнение уставных капиталов дочерних компаний, уставных капиталов национальных компаний», - сказал Н. Нигматулин.
По его мнению, уже настало время госорганам, и в первую очередь министерству национальной экономики и министерству финансов подумать над изменением механизма финансирования квазигосударственного сектора.
«Надо вообще повысить ответственность администраторов бюджетных программ, чтобы деньги не лежали мертвым грузом. (...) Деньги должны работать на экономику страны», - заключил он.
Ксения Давыдова